Дом высокой культуры и быта

По истории игр жанра «навреди ближнему своему» хорошо писать душеспасительные записки о прибавлении доброты в человеческом обществе: если в древней Cliff Hanger (1984) герой незатейливо убивал врагов, а в Home Alone – адски «курощал», то уже в серии «Как достать соседа» – просто приводил в чувство бешенства...

Сергей Геннадьевич Звездунов: Ну, доставай мотыля!
Андрюша Звездунов (протягивает баночку): Вот.
Сергей Геннадьевич: Что, всего один? Почему усатый? Почему мохнатый?
Почему бегает на шести лапах? Где ты взял этого мотыля?
Андрюша: Сам сделал. Из мотылька!
Л. Каганов, «33 квадратных метра», серия «Рыбалка на даче»


Добрые злодеи
Отечественная «33 квадратных метра: Война с соседями», несмотря на грозное название, ещё менее кровожадна. В первую очередь – к геймерам, которым теперь надо гораздо меньше думать и немного больше смеяться над шутками и гэгами...
Собственно, история появления проекта незамысловата и легко «читается» любым человеком, мало-мальски знакомым с играми. В 2003 году издательство JoWooD выпустило игру Neighbours from Hell (в России – «Как достать соседа»). Меньше чем через год воспоследовало продолжение, а затем – третья часть.

К моменту её выхода благодатная тема издевательства над жильцами ближайших апартаментов уже начинала обрастать клонами, в стороне от процесса не захотели остаться и российские разработчики. Отечественная версия «Соседа» вряд ли бы стала чем-то существенно новым, если бы кто-то (издатели или сами разработчики) вовремя не вспомнили о юмористическом сериале «33 квадратных метра» производства «О.С.П.». Суровый Сергей Геннадьевич, туповатый Андрюша, пытающаяся всех помирить мама Таня и зловредная «малороссийская старушка» Клара Захаровна как нельзя лучше ложились в концепцию игры. Переговоры, скорее всего, были недолгими, и вскоре главные герои игры получили голоса и внешность Сергея Белоголовцева, Андрея Бочарова, Татьяны Лазаревой, Павла Кабанова и Михаила Шаца. Последний «сыграл» некоторых особо зловредных и ушлых соседей чудо‑семейки.

Домашние хлопоты
В сюжетном развёртывании войны Звездуновых с жителями дома одновременно сплелись детали известного анекдота, фирменный ОСП-юмор и традиционный зачин игр серии «Как достать...». Всё началось с того, что Сергей Геннадьевич Звездунов переключал радиостанции. И всё бы ничего, но делал он это, одновременно управляя транспортным средством модели «полумёртвая четвёрка «Жигуль». Однако и это было бы ещё ничего – мало ли когда водитель на что отвлекается, – но: неожиданно перед машиной Звездунова появилась другая машина. Визг тормозов, большой «бумс» и...

...из второй машины, которая, как вы понимаете, была далеко не «Запорожцем», вышел ладно одетый господин, который в милых, но доходчивых выражениях предложил Сергею Геннадьевичу проехаться до дома Звездуновых – посмотреть квартирку. А то, знаете ли, разные квартиры бывают. Есть и такие, которые подешевле бампера стоят...
Ужас остаться без крова мобилизует семейство. К счастью, происходит чудо: телеканал «О.С.П.» начинает набор участников для реалити-шоу «Война с соседями», главный приз которого – квартира в центре Москвы. Зная гадский характер домочадцев, Сергей Геннадьевич не сомневается в победе!

SOSеди
Тем, кто играл в «Как достать соседа» что-либо говорить об игровом процессе «33 кв. метров» не нужно. Остальным же полезно узнать, что, собственно, из себя представляет «Война с соседями».
Каждый из дюжины эпизодов начинается примерно одинаково: один из Звездуновых вступает в конфликт с одним из соседей (в отличие от «Как достать...», в «33 кв. м» мы портим жизнь разным персонажам), тайно проникает на его территорию (в квартиру, на рабочее место) и там приступает к мести.
Орудием её может стать что угодно: гантели, морковь, фишки казино, попугаи, плакаты, таблетки, жидкости для мытья унитазов... задача геймера – обнаружить и подобрать нужную для мести вещь в общем хаосе интерьеров, а потом применить её в определённом месте. Таким образом, игру можно было бы считать классическим квестом с «пиксельхантингом» (поиском нужных точек на экране), если бы не... соседи.

Соседи, к сожалению, не стоят на месте и не смотрят безучастно, как кто-то из Звездуновской банды портит им жизнь. Обходя дозором свои владения, они зорко высматривают обидчика, не отказывая себе в удовольствии дать ему пару полновесных пенделей. Разумеется, для хрупкой мамы Тани и престарелой Клары Захаровны сделано исключение...
Таким образом, к проблеме «где бы применить эту фигульку» прирастает продолжение «...и не запалиться». К счастью, однообразные, как швейцарский хронометр, качки, алкаши, рокеры, воры, бармены и прочие соседи-бездельники контролируют ареал своего обитания строго по одному маршруту, так что при ближайшем рассмотрении их бурная жизнедеятельность проблем не представляет. Тем более что некоторые помещения оборудованы местами, где можно спрятаться даже такому неуклюжему «слонопотаму», как Андрюша.

Трое сверху
Для укрощения одного соседа нужно разозлить его от пяти до семи раз. Количество это обусловлено звёздочками вверху игрового экрана и не представляет для геймера тайны. Однако, в отличие от «Как достать...», «33 кв. м» не накладывают на прохождение уровня никаких временных ограничений – геймер волен сидеть за той же ширмой рокерской студии хоть до посинения, ожидая наиболее удобного момента для очередной диверсионной вылазки Клары Захаровны в тыл врага. Это – а так же то, что в применении предметов нет никаких альтернатив и вариантов – делает игру несколько простоватой и – будем справедливы – скучной. По крайней мере, с точки зрения игрового процесса.
В самом деле, повторять полтора десятка раз одно и то же – сбор всех предметов в «карман» и последующее их применение на активных точках методом тупого перебора (логику и интуицию подключить, конечно, можно, но перебором проходить «33 кв.м.» элементарно проще) – это, знаете ли, надоедает.

К счастью, у игры «33 квадратных метра» есть не только чисто игровые достоинства. Они, как вы, возможно, догадываетесь, относятся к сфере юмора и всего того, что дало проекту сотрудничество с О.С.П.
Так, к примеру, разработчикам очень удались модели главных персонажей. Узнаваемые лица, интересная, очень характерная анимация, хорошая озвучка. Кстати, остальные, «не патентованные» персонажи из числа соседей тоже получились весьма колоритными, хотя кое-где гротеск слегка превышает выбранную сатирическую норму.
Не менее экстравагантно нарисованы интерьеры квартир и мест общего пользования. Холостяцкий бардак, рокерская антисанитария или напускной блеск бара – всё ухвачено очень точно, с обилием деталей, которые долго не наскучивает разглядывать. Наверное, из-за них авторы решили не вводить в игру таймер.
Сами эпизоды «издевательств» сделаны довольно неровно – есть очень смешные, есть просто смешные, а есть – еле-еле тянущие на звание «забавных». Впрочем, все их объединяет одно свойство, которое вообще, глобально, отличает «33 кв.м» от «Как достать...»: сюрреалистичность. Отечественная игра хоть и не менее «кровожадная», но гораздо более гротескная, буффонадная штука, нежели зарубежный оригинал. Это её плюс и минус одновременно.

Очень Смешная Программа
Итак, что же мы можем сказать о «33 квадратных метрах»? Во-первых, это клон Neighbours from Hell. Слово «клон» не несёт никакой отрицательной нагрузки, это просто факт. Вообще, среди простых игр, ориентированных на неподготовленного геймера клонирование не считается чем-то зазорным и странным – вспомним хотя бы более полусотни клонов знаменитой Zuma, каждый из которых нашёл свою благодарную аудиторию.
Во-вторых, это отечественная игра с довольно ощутимым национальным привкусом. Интерьеры, персонажи, декорации и «приколы» в «33 квадратных метрах» – сугубо русские, знакомые каждому до боли.
Наконец, в-третьих, «33 квадратных метра» с точки зрения игрового процесса несколько хуже, а с точки зрения атмо-сферы – несколько лучше оригинальной серии Neighbours from Hell. Не в последнюю очередь это связано с участием в проекте команды О.С.П.
Стоит ли покупать игру? Вопрос не имеет однозначного ответа. Если вам нужна та же «Как достать соседа», но в других декорациях – то вряд ли, ибо скорее всего будете разочарованы. Однако если вам нужна просто весёлая незамысловатая игра, за которой можно скоротать несколько вечеров после работы – то почему нет? С поглощением свободного времени «33 квадратных метра» вполне справляется.
Если же вы являетесь поклонником артистов О.С.П., а тем более – фанатом сериала «33 кв. метра», то игру, думается, стоит приобрести обязательно. Поверьте – эту встречу с любимыми героями вы запомните надолго.

«33 квадратных метра: Война с соседями»
Жанр: юмористический аркадный квест
Разработчик: Jam-Games
Издатель: Новый Диск
Платформы: ПК
Требуется: Pentium 4 1000+, 256+ Мбайт, 3D
Рекомендуется: Pentium4-2400+, 1024+ Мбайт, 3D
Мультиплеер: нет
Сложность: проходимая
Знание английского: не требуется


Рекомендуем почитать: