Вопросы RAW

Ни для кого, наверное, не секрет, что фотографы-профессионалы любят снимать в RAW. В RAW также любят снимать «продвинутые» любители и те, кто стремится стать «продвинутыми» любителями. Остальные обладатели фотоаппаратов предпочитают снимать сразу в JPG, вызывая у суровых зубров снисходительную усмешку.

RAW не панацея
Усмешка эта может выражаться в весьма нелицеприятных сентенциях. Например, в таких: «Если вы купили зеркалку и не снимаете в RAW — верните камеру в магазин и продолжайте пользоваться любимой мыльницей. Помимо прочего, RAW полезен хотя бы тем, что несколько лет спустя вы можете реанимировать старое удачное фото» (www.shanetracey.com/?p=1950).
Тем не менее даже у снимающих в RAW не всё так хорошо, как хотелось бы. Использование RAW скрывает столько проблем, что невольно задумаешься — а не плюнуть ли на всё, не довериться ли автоматике аппарата и не окунуться ли снова в сладостный примитивизм JPG?

Большой секрет RAW
Начнём с того, что никакого «формата RAW» не существует. RAW — это, скажем так, общее название файлов, сохраняющихся фотоаппаратом на карте памяти и требующих дальнейшей обработки (конвертирования), которая в примитивном виде осуществляется процессором фотоаппарата. У разных фотоаппаратов файлы RAW имеют разные расширения (.cr2, .nef, .mrw…) — и это неспроста. Дело в том, что RAW-файл — это «сложносочинённый» массив данных, внутреннее устройство которого варьируется не только у разных типов аппаратов (Nikon, Canon, Pentax…), но и у разных моделей одного производителя.

Файл формата RAW в самом общем виде состоит из трёх блоков: блока информации с матрицы, блока метаданных (дата и время съемки, экспозиционные параметры, данные о характере освещения, модель и заводской номер камеры, использованный объектив и так далее) и блока дополнительных данных, описывающих способ и формат хранения основных данных. Блок дополнительных данных как раз и является сердцем RAW-файла как некой функциональной структуры. Внутренняя структура этого блока и его расположение внутри массива данных RAW-файла фирмой-производителем засекречены.

Искатели
Как вы понимаете, RAW-конвертору прежде всего нужны как раз данные из засекреченного блока. В случае с «фирменными» RAW-конверторами всё просто: «внутренние» программисты знают устройство RAW-файлов различных моделей фотокамер своей компании и создают утилиту в соответствии с технической документацией. К сожалению, компании-производители не слишком часто уделяют внимание остальным (не относящимся к «совместимости») параметрам: алгоритму интерполяции, удобству использования конвертора, функциональности. В результате пользователю приходится искать замену, созданную сторонними людьми, которые, разумеется, к засекреченной информации доступа не имеют и вынуждены элементарно «взламывать» различные RAW-файлы, опытным путём выясняя назначение байтов полезной информации. Поскольку развитие фототехники происходит постоянно и стремительно, работа эта не прекращается никогда.
Таким образом, при выборе RAW в качестве основного рабочего формата и отказе от использования фирменного конвертора у фотографа возникает проблема доверия к той или иной группе программистов и к созданному этой группой программному продукту. Конечно, мысль о том, что более крупная группа разработчиков создаст более «совместимый» конвертор, в целом верна. Однако на этом неприятности не заканчиваются.

Разные люди
Ведь помимо «совместимости» — а значит, точности конвертирования — от утилиты требуется и ещё кое-что. Мы уже сформулировали, что именно: функциональность, удобство использования, качество интерполяции. И нельзя сказать, что все пользователи хотят одного и того же.
Собственно, по «глубине» использования конвертора фотографов можно разделить на четыре группы.
Первые требуют от RAW-конвертора только функцию конвертирования без потери качества. Все остальные работы они предпочитают проводить в мощнейшем пакете Photoshop.
Вторые хотят, чтобы RAW-конвертор поддерживал основные функции редактирования изображения, оставляя на долю Photoshop случаи тяжёлые или требующие особой тщательности (для достижения наилучшего результата).
Третьи настроены на использование RAW‑конвертора в качестве основного инструмента для ежедневной работы. Они не требуют от него особого качества, но хотят высокой степени удобства работы и широкого функционала редактирования.
Наконец, четвёртые мечтают о таком RAW‑конверторе, который мог бы заменить им Photoshop если не полностью, то в максимально большем количестве случаев. При этом и функциональность программы, и качество получаемого изображения должны быть на высоте.
Как ни странно, компания-создатель пакета Photoshop однозначно поддерживает именно четвертую группу фотографов, выпуская универсальный многофункциональный RAW-конвертор Lightroom. Который, впрочем, никак нельзя считать безусловно лучшим инструментом. Почему? Об этом — в следующей серии.


Рекомендуем почитать: