Свет со стороны. Часть 1. О внешних вспышка

Неграмотное применение фотографом дополнительного источника освещения, каковым считается обычная вспышка, очень часто приводит к тому, что результат съёмки ухудшается. Почему такое происходит? Как применять вспышку, чтобы получить хороший снимок? Чем внешняя вспышка лучше встроенной? Давайте разбираться.

Так как фотовспышка является дополнительным источником света, логично предположить, что она понадобится в условиях недостаточной освещенности. Это верно. Для получения качественного снимка необходимо, чтобы на фотоматрицу при определенной ее чувствительности попало строго дозированное количество света. Если света будет недостаточно, то фотография получится тёмной. Можно, конечно, увеличить чувствительность, но это приведёт к ухудшению качества из-за повышения цифрового шума. Такой шум может настолько всё испортить, что смотреть на кадр без содрогания будет просто невозможно.
Гораздо чаще идут противоположным путём. Значение ISO оставляют на минимальном уровне, а количество света увеличивают за счёт импульсных источников. Именно так настроены алгоритмы полностью автоматического режима любой цифровой фотокамеры.

Дополнительный источник света может понадобиться и при ярком солнечном свете. Работая в режиме заполняющей вспышки, он сгладит резкие тени на лицах портретируемых или дополнительно осветит передний план, когда съёмка ведётся против основного света (например, если человек стоит у окна).
Встроенные вспышки имеют два варианта исполнения. В самом простом случае — это небольшая импульсная лампочка, размещённая на передней панели фотоаппарата. С точки зрения компоновки, это самый компактный вариант расположения вспышки, поэтому его используют во всех миниатюрных моделях. Но из-за того, что вспышка расположена рядом с объективом, отразившийся от глазного дна фотографируемых людей импульс попадает прямо в него. В результате на снимках появляются ужасные «красные глаза». Применение режима подавления этого эффекта, основанного на предварительной серии вспышек, заставляющих зрачки фотографируемых уменьшаться, выручает далеко не во всех случаях. В итоге бороться с «красноглазостью» приходится уже потом, в графическом редакторе. Это крайне неудобно; особенно если приходится обрабатывать сразу множество снимков.

Другая конструкция встроенных вспышек, применяемая в топовых моделях компактных камер, а также в зеркальных камерах любительского и полупрофессионального класса, значительно уменьшает данное явление. Так называемая «pop-up» вспышка поднимается вверх над корпусом камеры лишь тогда, когда фотограф или автоматика решат, что съёмка будет производиться с ней. Расстояние между вспышкой и объективом у такой конструкции намного больше, и вероятность попадания на светочувствительную матрицу отражённого от глазного дна света резко снижается. Удобство такой конструкции заключается ещё и в том, что когда вспышка не задействована, она скрыта в корпусе камеры и защищена от возможных подтверждений.

Отдельно – это лучше
Наличие встроенной вспышки, безусловно, часто выручает фотографа-любителя. Но, к сожалению, все эти конструкции имеют множество недостатков. Помимо уже описанного выше явления «красных глаз», стоит отметить малые размеры и слабую мощность устанавливаемых в фотоаппараты импульсных ламп. Их дальнобойности хватает на очень небольшое расстояние: от 1,5 до (максимум) 5-6 м. Кроме того, встроенная вспышка даёт абсолютно неудачный с художественной точки зрения свет. Из-за того, что он обладает выраженными направленностью и жёсткостью, объекты на фотографии получаются плоскими, с резкими тенями и участками передержки. Вспомните кадры, снятые на каком-нибудь застолье с близкого расстояния. Порой на них даже сложно узнать, кто же изображен. Виной тому именно вспышка «в лоб».
Ещё один недостаток, которого стоит коснуться, – использование для работы встроенной вспышки того же источника питания, что и для работы самой камеры. От этого аккумулятор фотоаппарата при съёмке со вспышкой разряжается гораздо быстрее. А если под рукой у фотографа не будет запасного источника энергии, это может стать причиной того, что будут пропущены какие-то уникальные кадры – батарейка сядет, и фотоаппарат просто выключится в самый неподходящий момент.

Внешние вспышки лишены всех этих недостатков. Поэтому, если вы хотите получить наилучший результат, настоятельно рекомендуется использовать именно их (конечно, если ваша камера имеет такую техническую возможность). Дело в том, что камера должна быть оборудована специальным разъёмом для подключения внешней вспышки, который носит смешное название «горячий башмак», или синхроконтактом. Безусловно, не все цифровые фотоаппараты оснащены этими вещами, поэтому, прежде чем задумываться о покупке внешней вспышки, загляните в инструкцию вашего фотоаппарата.
Внешние вспышки крепятся на уже упомянутом «башмаке» или специальном кронштейне. Большинство используемых любителями вспышек крепится первым способом, а их конструкция варьирует от простых «автоматических коробочек» до очень умных и мощных устройств, управляемых микропроцессором и взаимодействующих с системой экспозамера фотокамеры. Цены на такие вспышки – от $300-$400.

Профессионалы предпочитают более мощные устройства, крепящиеся на кронштейне и управляемые по синхрокабелю. Такие вспышки оснащены ёмкими аккумуляторами, носимыми в сумке на плечевом ремне. Это позволяет значительно увеличить расстояние от объектива до излучателя, что даёт более качественное освещение. Кроме того, синхроконтакт удобен при использовании студийных источников импульсного освещения, а вспышка при необходимости может быть направлена и не «в лоб».

Управление
Как уже говорилось выше, современная фотовспышка – это не просто коробка с лампочкой и конденсатором (хотя есть и такие; например, вспышка Unomat MINI TOP стоимостью около $11). В большинстве случаев – это сложное электронное устройство, оснащённое собственным процессором и всевозможными датчиками. Сделано это для того, чтобы фотографу не приходилось постоянно проводить вычисления и крутить кольцо диафрагмы в зависимости от расстояния до объекта съёмки. Как правило, на это нет времени, да и срабатывающая на полную мощь вспышка на близких расстояниях наверняка испортит кадр. Встроенная автоматика значительно упростила процесс съёмки со вспышкой, сделав его столь же удобным, как и съёмку при постоянном свете.

Это стало особенно ощутимо, когда датчик освещённости с корпуса вспышки переехал в пространство под зеркалом фотоаппарата. Такая система называется TTL – от англ. Throw The Lens («через объектив»). При этом производится замер света, падающего непосредственно на плоскость светочувствительной матрицы. Учитывается не только влияние энергии вспышки на экспозицию, но и расстояние до объекта съёмки, светосила объектива, а также вносится коррекция, если вы используете различные светофильтры и насадки.
Таким образом, TTL-управление вспышкой требует расширенного информационного обмена между аппаратом, в котором находятся датчик вспышечного TTL-замера с обслуживающими его микросхемами, и вспышкой, которая управляется сигналами от этого датчика. А так как фирмы-производители фотоаппаратов, чтобы опередить конкурентов, старались разработать собственные системы, то и единого стандарта на расположение дополнительных информационных контактов на «горячем башмаке» и на сигналы управления – не существует. Отсюда следует, что каждому аппарату требуется так называемая «согласованная» вспышка, то есть устройство, имеющее соответствующий интерфейс управления и набор функций.
Так, у компании Canon система замера обозначается «E-TTL», а у Nikon – другое называние, «i-TTL». Эти системы несовместимы, поэтому вспышки Nikon не будут работать с камерами Canon или Olympus, и наоборот. Сторонние производители – Sigma, Unomat, Metz – выпускают в пределах одной модели целую гамму вспышек, практически одинаковых как внешне, так и функционально, но приспособленных для работы с фотоаппаратурой разных производителей. Поэтому перед тем, как приобрести вспышку, нужно внимательно прочитать инструкцию к камере и убедиться, что выбранная вспышка ею поддерживается. Наиболее оптимальное решение – приобрести вспышку той же компании, что и камера. Причём, выбрать модель, которая адаптирована именно к цифровым аппаратам. Это будет способствовать более правильной цветопередаче путем оптимизации баланса белого, ведь через интерфейс камера будет информирована о цветовой температуре источника света. А вспышка автоматически настроит положение зумирования для наилучшего согласования с размером датчика камеры, к которой она подключена.

Продолжение следует...

Рекомендуем почитать: