С фотокамерой на пляж

Кажется, ещё совсем недавно мы фотографировали детишек, весело отплясывающих с Дедом Морозом вокруг новогодней ёлки, и вдруг вот он – сезон летних отпусков, путешествия, яркое южное солнце, песочек под ногами и пьянящий морской воздух. Такие моменты хочется помнить, и помнить долго. А потому, как не взять с собой на пляж цифровой фотоаппарат!

Кажется, мы мало задумывались над этим, но эксплуатация фотокамеру в таких условиях имеет определенную специфику. Это касается не только приёмов съёмки при жёстком солнечном свете, но и того, как не повредить сам фотоаппарат, ведь факторов, отрицательно воздействующих на аппаратуру, на пляже гораздо больше, чем в ночном клубе или стадионе.

Нам жары не надо!
Начнём, пожалуй, именно с сохранности камеры. Первое, о чём стоит помнить, – камера боится прямого солнечного света. Не стоит оставлять её под палящими лучами на шезлонге или полотенце. И уж тем более не стоит складывать аппаратуру на переднюю панель под лобовым стеклом автомобиля. Кстати, это касается не только фото, но и мобильных телефонов, карманных компьютеров, плееров и часов. Солнце не щадит ни ЖК‑дисплеи, ни батареи питания, размягчает смазку подвижных элементов. А светочувствительной матрице современных фотоаппаратов вообще лучше находиться в холодном состоянии, ведь чем выше температура составляющих её элементов, тем сильнее выражен цифровой шум на снимках и, соответственно, хуже их качество. Так что прячьте свою технику в тени или накрывайте её какой-нибудь светлой материей: полотенцем, футболкой или ещё чем-нибудь.

Про фотоаппараты и насосы
Зум-объективы большинства современных фотокамер (исключение составляют лишь те, в которых перемещение линз происходит внутри корпуса) играют роль некоего насоса, который исправно закачивает пыль внутрь аппарата, а сами подвижные элементы очень чувствительны к попаданию между ними мелких песчинок. А пыли и песка как раз более чем достаточно именно на пляже. Кроме того, воздух у водной поверхности имеет повышенную влажность, которая также будет попадать внутрь и ускорять коррозию. Поэтому фотоаппарат лучше всего держать в чехле, доставая по мере необходимости. А в чехол обязательно положить пакетик с Selica Gel, который будет адсорбировать на себя лишнюю влагу. Достав же аппарат, лишний раз не выключайте его, чтобы избежать ненужного перемещения объектива.

Кругом вода
Вы хотели сделать красивый фотоснимок прибоя и настолько увлеклись, что не заметили, как вас вместе с фотоаппаратом накрыло волной. В камеру попала вода. Причём солёная морская вода, которая является великолепным электролитом. Она легко может вызвать короткое замыкание между проводниками на монтажной плате, и электроника просто сгорит. Что делать? Необходимо как можно быстрее извлечь все источники питания из фотоаппарата. Помните, что их там два: один аккумулятор обеспечивает работу самой камеры, а второй питает часы. Ну, а потом – прямая дорога в сервисный центр. Самостоятельно пытаться просушить и очистить нежную начинку прибора лучше не стоит.

Как быть?
Как же защититься от всех этих напастей в виде жары, пыли, песка и воды? Ну, во-первых, можно сразу предусмотреть всё это и купить фотоаппарат в ударопрочном, пылевлаго- (а то и водо-) защищённом корпусе. Благо, на рынке таких предложений множество. Например, японская компания Olympus традиционно выпускает такую продукцию.
Линейку компактных камер µ [mju:] отличают прочные стальные корпуса и защита от попадания влаги. Да и новинки в ней появляются достаточно часто. Последняя ласточка – OLYMPUS Mju 780 – представлена совсем недавно.

Или вот, например, PENTAX Optio W20. Как заявляет производитель, она даже способна в течение получаса работать под водой на глубине до полутора метров. Дело в том, что объектив камеры хоть и имеет небольшой зум, но зато все перемещения линз происходят внутри корпуса, так что добиться герметичности стало значительно проще. Кстати, в этой связи можно вспомнить и линейку профессиональных объективов L-серии от Canon, которая также отличается своей пылевлагозащищенностью, и также не изменяет своих внешних габаритов при зуммировании или наведении на резкость. В общем, выбор есть как у профессионалов, так и у любителей.

Нырнём?
А вдруг вы захотите более плотно заняться подводной фотоохотой? Дорогая специальная водозащищённая камера – не единственный способ передать красоту подводного мира. Можно попробовать купить бокс для того фотоаппарата, который у вас уже есть. Такие боксы выпускаются многими независимыми фирмами. Например, для камер Nikon такие изделия выпускаются фирмами Aquatica (они рекомендуются самой фирмой Nikon) и Sealux. Стоимость таких боксов в зависимости от модификации, комплектации и места приобретения колеблется от $800 до $2000. В боксе предусмотрено подключение вспышки, и поэтому, кроме самого бокса для камеры, необходима либо подводная, либо боксированная вспышка.

Существуют и более простые (и дешёвые) решения для защиты фотокамер от воды. Например, компания Aquapack выпускает всевозможные мягкие футляры для фотокамер, выполненные из прозрачного винила и имеющие герметичные замки. Правда, управлять фотоаппаратом, спрятанным в такой футляр, очень сложно, а некоторые функции, например, ручная фокусировка или зуммирование поворотным кольцом на объективе, вообще становятся недоступными.

Ну, и напоследок: неплохо было бы положить в бокс или аквапак все тот же пакетик с Selica Gel.

Гром и молния
Иногда так хочется сфотографировать молнию. Оно, конечно, попробовать можно. И результаты, порой, получаются впечатляющими. Но при этом стоит помнить, что цифровая фотокамера боится статического электричества, которым просто наполнена атмосфера во время грозы. Кстати, во многих инструкциях однозначно говорится о том, что во время грозы лучше вообще вытаскивать элементы питания из камеры во избежание её повреждения.

Так что действуете вы в данном случае на свой страх и риск, и самое малое, что может случиться, – это частичная или полная потеря информации на карте памяти. Кстати, я почти на сто процентов уверен, что, отдыхая где-нибудь на побережье Средиземного моря, вы не копируете ежедневно фотографии на жёсткий диск. Так что, образно говоря, вы можете потерять несколько живописных страничек из вашей жизни. Кроме того, нежная электронная начинка цифрового фотоаппарата может сильно пострадать во время разрядов молний.

Яркое солнце – друг или враг?
А теперь вернёмся из воды на сушу. Сейчас самое время разобраться со спецификой фотосъёмки в пляжных условиях. Казалось бы, что особенного? Света предостаточно, наводи да щёлкай. Однако именно в большом количестве прямого солнечного света и кроются некоторые нюансы, на которые стоит обратить внимание даже неискушенному в фотоделе человеку.

Наверняка многие из вас, просматривая дома отснятый материал, обращали внимание на жёсткие тени, которые особенно неприятно смотрятся на лицах людей. Такие тени могут напрочь изуродовать фотографию, представ, например, большим тёмным клювом в районе носа портретируемого. Как с этим бороться? В первую очередь постараться найти место в тени. И это не должна быть рваная тень, отбрасываемая редкими деревьями. От неё на лицах людей появятся уродливые световые пятна, которые только ухудшат картину, и никакой Photoshop не позволит их убрать. Если ровной тени по близости нет или в ваши художественные замыслы входит съёмка именно в той точке, в которой вы находитесь, постарайтесь так поставить людей, которых вы снимаете, чтобы их лица были равномерно освещены. Если и это невозможно, то тогда стоит вспомнить о таком простом инструменте, как вспышка. Работая в режиме заполнения, она сгладит грубые тени, либо подсветит объект, если вы снимаете против источника света.
Кстати, фотографируя в костровом освещении, не наводите объектив прямо на солнце. Помните, как мы в детстве выжигали по дереву, фокусируя солнечный зайчик с помощью обычной линзы, а герои-путешественники таким образом добывали огонь, когда у них не было спичек. То же самое сделает и объектив вашего фотоаппарата – сфокусирует лучи прямо на ПЗС-матрицу, что с лёгкостью может привести к её повреждению.
И ещё один момент, который касается тех ситуаций, когда солнце находится не за спиной фотографа. Это блики, которые возникают на поверхности линз объектива в тех случаях, когда на них падают прямые лучи. Особенно этому подвержена широкоугольная оптика с выпуклой передней линзой. Она ловит на себя всех «зайцев», которых вообще можно поймать, и бороться с этим порой бывает очень сложно. Помогают бленды всевозможных конструкций. Кто не знает, что это такое, объясню: это специальное кольцо, которое, как экран защищает, объектив от бокового света. Оно присоединяется к объективу и может быть как фигурным, так и прямым. Посмотрите на свой фотоаппарат – некоторые производители беспокоятся о своих клиентах и по умолчанию оснащают свою аппаратуру такими приспособлениями. Если бленды на ваше фотоаппарате нет, то стоит заранее побеспокоится и купить подходящую модель в фотомагазине. Бленду можно применять с любым объективом, устанавливаемым на зеркальные камеры, а вот для владельцев многих компактных фотоаппаратов такой аксессуар вообще не предусмотрен. В любом случае стоит посетить ресурс www.lenshoods.co.uk, там вас научат, как самому изготовить бленду из бумаги. Paul Mutton разместил на этом сайте выкройки для самых популярных объективов Canon, Nikon, Olimpus, Pentax, Sigma, Tamron и Tokina.

Продолжение следует…


Рекомендуем почитать: