С фотокамерой на пляж. Часть 2

В прошлом номере мы поговорили о том, как опасны для фототехники палящее солнце, попадание песка и воды, какую угрозу таит в себе разбушевавшаяся неподалёку гроза, а также о том, какие фотоаппараты годятся для подводной съёмки. Сегодня речь пойдёт о фотофильтрах, балансе белого, а также возможности улучшения летних снимков, сделанных в «пляжных условиях».

Светлое и тёмное
В яркий солнечный день фотографа (особенно, владельца цифрового фотоаппарата) подстерегает ещё одна неприятность. Дело в том, что у современных светочувствительных матриц достаточно узкий динамический диапазон. То есть разница между самой светлой зоной на снимке и самой тёмной, в которых ещё сохраняются детали, невелика. Поэтому, если не применять небольшие хитрости, легко можно получить небо молочно-белого цвета, либо красивые облака в синеве и мрачную чёрную землю. Справиться с этой проблемой помогают нейтрально-серый градиентный и поляризующий фильтры. Вообще при съёмке на открытом воздухе, особенно в условиях «солнце-море-песок», переоценить полезность «полярика» очень сложно. Он насытит краски, отфильтрует паразитные блики на поверхности воды, повысит контраст и сделает небо более тёмным и сочным. Так что обязательно приобретите такую полезную вещь. Только помните о том, что поляризующие фильтры бывают циркулярными и линейными, и о том, что последние из них мешают правильной работе автофокуса камеры. Градиентный фильтр сверху более тёмный, к нижней своей части постепенно светлеет, отсекая таким образом часть яркого света, идущего от верхней части композиции. Динамический диапазон картинки уменьшается и вполне умещается в границы возможностей аппаратуры.

Покупая аксессуары, необходимо помнить, что широкоугольные объективы подразумевают очень тонкую оправу используемых вместе с ними фильтров. В противном случае при съёмке с коротким фокусным расстоянием мы получим эффект затемнения углов кадра, который называется виньетированием.
Если же вы по каким-либо причинам не можете использовать фильтры, то рекомендую вам вручную установить в камере экспокоррекцию в пределах от -1/3 до -2/3  ступени, благо, большинство цифровых фотоаппаратов позволяют это сделать. При этом снимки будут несколько темнее, но «вытянуть» во время последующей обработки детали из тёмных областей будет проще, нежели из пересвеченных, восстановить детализацию которых просто невозможно. Особенно хорошо этот приём работает в том случае, если сохранять отснятый материал в формате RAW. Жалко только, что в любительском сегменте работающих с этим форматом камер не так много.

А какого это цвета?
И последнее, на что обязательно стоит обратить внимание, – это настройка баланса белого, которая крайне важна для правильной цветопередачи. Можно, конечно, довериться автоматике. Но лучше всё же использовать специальные предустановленные режимы. Кстати, во многих компактных камерах даже есть специальный пункт меню, он так и называется – «Пляж». Если же его нет, то необходимо выставить баланс белого, соответствующий солнечной погоде.
Необъятные просторы, открывающиеся с берега моря, водная гладь, клонящееся к закату солнце. Ну как не сфотографировать всё это великолепие? А чтобы на фотографии потом увидеть те же краски, что вы видели на самом деле, вам опять нужно правильно выставить баланс белого. Для этого практически сто процентов современных цифровиков среди предустановленных режимов съёмки имеют положение «Sunset» (Закат). Его и стоит использовать в том случае, если нет возможности или желания заниматься ручными регулировками. Хотя именно ручная настройка – самый лучший вариант, именно с ней будут наиболее точно переданы все цвета и оттенки окружающей вас красоты.

В лаборатории
Не стоит отчаиваться, если вы всё же промахнулись с экспозицией или балансом белого. И хотя из испорченного напрочь кадра очень сложно, а порою и вообще невозможно сделать что-либо стоящее, стоит попробовать поколдовать над ними в графическом редакторе. Скажу больше: практически всегда требуется какая-то дополнительная обработка – будь то цветокоррекция, настройка уровней или повышение чёткости изображения.
Adobe Photoshop – вот фотолаборатория современного фотографа. Поэтому давайте коротко разберём несколько приемов, позволяющих улучшить конечный результат. Безусловно, вы уже продумывали композицию, прежде чем сделать снимок. Но если всё же требуется какое-то кадрирование, то стоит начать именно с него. Для этого в программе существует специальный инструмент «Crop Tool». Если вы планируете напечатать фотографию и знаете, какого размера она будет, лучше сразу задать инструменту параметры ширины, высоты и разрешения будущего отпечатка. Для этого просто внесите нужные значения в соответствующие поля в верхней части окна программы. Далее всё просто. Растяните прямоугольник, оставив за его границами всё то, что вы хотите обрезать, либо наоборот – включив свободное пространство, если вы хотите расширить границы фотографии.

После того, как вы определились с кадрированием и размерами, можно заняться и самим изображением. Вначале отрегулируем баланс белого. Для этого необходимо выбрать пункт меню «Image – Adjustments – Levels» или просто нажать комбинацию клавиш Ctrl+L. В правом нижнем углу открывшегося диалогового окна есть три пипетки: белая, серая и чёрная. Берём среднюю серую пипетку и указываем ей точку на изображении, которая должна иметь нейтрально-серую окраску. Можно также указать чисто белую и чисто чёрную точки соответствующими инструментами, но этого, как правило, не требуется. В результате этих манипуляций ваша фотография должна приобрести именно те краски, которые вы видели наяву.
Если кадр кажется вам слишком тёмным или наоборот светлым, можно попробовать исправить эту ситуацию. Для этого в пункте меню «Image – Adjustments» имеется инструмент «Brightness/Contrast». C ним всё просто: два ползунка, отвечающие за яркость и контрастность изображения. Однако более грамотно подойти к решению этого вопроса с помощью другого инструмента, расположенного в том же меню, что и яркость с контрастом. Он называется «Кривые» («Curves»). Для быстрого вызова можно использовать комбинацию клавиш Ctrl+M. В открывшемся окне имеется график с прямой линией по диагонали – это и есть кривая. Попробуйте подвигать её мышью. Линия будет изгибаться и в зависимости от того, в какую сторону вы её отклоняете, изображение будет светлеть или затемняться. При этом самые светлые и самые тёмные точки практически не будут изменяться, а вот на середину диапазона воздействие будет максимальным. Кстати, точек, относительно которых линия искривляется, может быть несколько. Поэкспериментируйте с ними.

И ещё один инструмент, который наверняка понадобится для обработки фотографий с пляжа, – это «Shadow/Highlights». Расположен он, как и предыдущие, в меню «Image – Adjustments», а вот клавиш быстрого доступа у него нет (видимо, разработчики посчитали, что им не так часто пользуются). Как явствует из названия, с его помощью можно просветлить тёмные области кадра и притенить светлые. Таким образом можно несколько сузить динамический диапазон и сделать картинку более привлекательной. Итак, заходим в окно инструмента и двумя ползунками выправляем изображение. Если кому-то этих регулировок покажется мало, то можно установить галочку в чекбоксе «Show More Options», после чего вы сможете устанавливать ширину диапазонов, на которые действуют изменения, вносить коррекцию цвета в исправляемых областях и исправлять контрастность средних тонов.
После всех этих манипуляций имеет смысл немого увеличить чёткость изображения. Для этой цели существует множество способов, но одним из самых простых и действенным можно считать применение фильтра Unsharp Mask (меню «Filter – Sharpen – Unsharp Mask»). Этот фильтр выявляет области, содержащие резкие переходы и повышает их контрастность. Размер сравниваемых областей (то есть будущие резкие контуры), как и степень повышения контрастности, можно регулировать. Можно также указывать, насколько по яркости должны отличаться пиксели, чтобы переход считался резким. Степень увеличения контрастности определяется параметром Amount (Величина). В поле Radius (Радиус) указывается размер зоны вокруг корректируемого пиксела (то есть размер контура резкости). Рекомендуемая величина радиуса составляет 1,5 пикселя. Значение, заданное в поле Threshold (Порог), показывает, насколько должны отличаться соседние точки, чтобы их можно было расценить как контрастные и применить к ним увеличение резкости. При значении «0» резкость добавляется всем пикселам. Поэкспериментируйте со значениями параметров Amount (Величина) и Threshold (Порог) для получения наилучшего результата.

• • •
На этом мы закрываем тему пляжной фотосъёмки. Надеемся, теперь вы сможете без труда получить красивую фотографию блондинок в купальниках, не испортив при этом свою камеру.


Рекомендуем почитать: