О пользе фото-софта

Сегодняшняя наша «Школа» будет этаким сольным выступлением, не относящимся ни к одному из циклов и не нуждающимся в продолжениях и предисловиях. Думаю, так будет правильнее всего – после недавней серии статей о спасения «почти хороших» фотографий.

Как я и обещал в конце прошлого разговора, на этот раз мы поговорим о программных средствах, которые необходимы современному фотографу практически повседневно. Почти все они имели когда-то вполне материальные эквиваленты, загромождающие лабораторию фотохудожника прошлого века.

Проявитель, закрепитель...
Современные проявитель, закрепитель, увеличитель и красный фонарь – это, конечно, RAW-конвертор. О сущности формата RAW я уже однажды рассказывал (см. «МБ» N№51’2005, статья «RAWных нет»). Если кратко – это файл с картинкой, сохраненной в 12-битной гамме, но – со многими ухищрениями. Как раз распутыванием этих ухищрений RAW-конвертер и занимается.
До недавнего времени лидером в этом сегменте считалась утилита Capture One PRO от Phase One, однако фирма Pixmantec, некоторое время назад вышедшая на рынок с бесплатным конвертором RAW Shooter Essentials, а позже – закрепившая успех коммерческим релизом RAW Shooter Premium 2006, умело гнет свою линию, заключив контракт с Adobe на использование своих алгоритмов RAW-перекодировки в плагинах для новых версий Photoshop.
При конвертации RAW-файла с помощью RAW Shooter Premium 2006 (равно, впрочем, как и любого иного подобного ПО) у многих пользователей возникают определенные вопросы.

Во-первых, выставление баланса белого в сложных световых условиях – таких, как несколько источников освещения с различной цветовой температурой (окно, лампа, телевизор). Поскольку на фотографиях наиболее значимой деталью для нормального человека всегда является изображения других людей, я советую точнее всего подбирать цвет скинтонов. Для этого калибровку фотографии необходимо проводить по нейтральной точке, ближайшей (с учетом перспективы) к изображенному лицу.
Кстати, многие почему-то забывают, что для калибровки баланса белого совершенно необязательно тыкать именно в белый цвет. Главное, чтобы оттенок был нейтральным, то есть содержал равные доли красного, голубого и зеленого. К примеру, тот же Дэн Маргулис, автор фундаментальных трудов по цветокоррекции в среде Photoshop, рекомендует подбирать баланс белого по... асфальту. Конечно, российский асфальт не столь однородного серого цвета, как американский, но в большинстве случаев данный совет мэтра работает!
Вторая проблема практически всех RAW-конверторов – это установленная по умолчанию тяга к повышению резкости изображения (шарпенингу). Но поскольку специализированные программы (типа Photoshop) справляются с этим на порядок лучше, и настройка процесса в них сделана не в пример гибче, я настоятельно советую при конвертации эту функцию отключать. В RAW Shooter Premium 2006 это делается через выставление ползунков Sharpness и Detail Extraction в крайнее левое положение (оба значения – минус 50).
Наконец, третий момент – кривые. Помнится, RAW Shooter Essentials долгое время ругали именно за отсутствие кривых и возможности тонкого редактирования теней. Но опять же мой опыт подсказывает, что все игрища с кривыми лучше оставить профессиональным графическим пакетам, а с помощью RAW-конвертора стоит лишь попытаться вогнать гистограмму изображения в нужный динамический диапазон (с помощью экспокоррекции). Чтобы данная операция вызывала у вас меньше трудностей, в RAW Shooter Premium 2006 можно включить подсветку слишком темных (синим) и слишком светлых, «пережжённых» красным областей фотографии.

Доводка, ретушь
Сформировав файл общепринятого формата (лучше, если это будет TIFF с 16-битной палитрой), передаем его дальше по цепочке – в Photoshop.
В пакете от Adobe мы должны доделать те вещи, которые оставили за бортом при конвертации из RAW: повышение резкости и работу с тенями. И то и другое лучше всего делать в иных, отличных от RGB, цветовых пространствах. Почему?
Дело в том, что и детали, и света-тени находятся в изображении на яркостном «слое», пространство же RGB не обладает возможностью редактирования слоя в отрыве от цветовой информации.
Зато такой возможностью обладает пространство Lab, из которого мы выберем канал «L» и именно в нем произведем все операции с кривыми.
После определения всех выпуклостей и впадин новой кривой мы можем в том же канале «L» провести увеличение резкости изображения. Поскольку цветовая информация нам недоступна, мы можем не бояться появления на фотографии неприятных артефактов.
Вполне возможно, что общее увеличение резкости в канале «L» для нас окажется недостаточно. В таком случае, мы можем попробовать поработать «шарпом» непосредственно с мелкими деталями. Их можно найти в канале «K» (black) цветового пространства CMYK.

Однако хочу предупредить: действовать тут надо очень аккуратно! Будучи уже «зашарпленной» (через канал «L»), картинка, в случае непочтительно грубой установки параметров фильтра, может «засиять» такими артефактами, что никому мало не покажется. В общем, помните слова Дэна Маргулиса, утверждавшего, что использование фильтров «Sharpen» – это как просьбы о повышении зарплаты. Надо просить не много, а достаточно.

Небывальщина HDR
Вернемся, впрочем, к конвертации. Как уже было сказано, в программах, подобных RAW Shooter Premium 2006, нам лучше ограничивать свои усилия на «впихивании» гистограммы изображения в динамический диапазон. Иногда это удается без проблем, иногда...
Как вы знаете, резко контрастные сцены пока плохо дружат с матрицами цифровых фотоаппаратов. Точнее, не так уж плохо, но до широты фотопленки прогресс пока не добрался. Как тут быть?
Конечно, можно просто выкидывать часть деталей, используя теорию Ансела Адамса о десяти зонах яркости. Но можно поступить и по другому...
В современной цифровой фотографии все большее распространение получает HDRi – High Dynamic Range imaging – создание изображений с широким динамическим диапазоном. В качестве примера: представьте фотографию комнаты с хорошо проработанными светами и тенями по всей ее перспективе. Представили? А теперь представьте, что комната заканчивается окном, которое выглядит не белой квадратной дыркой, как этого можно было бы ожидать, а нормальной архитектурной деталью с явно видимыми рамами и... голубым, хорошо проработанным небом за стеклами.
Конечно, классическое HDR-изображение создается из трех независимых фотографий, одна из которых недодержана (для проработки ярких деталей), другая снята с «правильной» экспозицией, а третья – «пережжена» (для проработки теней). Все они (фотоизображения) снимаются с одной точки, с использованием штатива.
Однако чистота эксперимента соблюдается далеко не всегда. И для бытового создания HDR создана программа Photomatrix (www.hdrsoft.com), совмещающая три изображения в одно – причем все эти три картинки могут быть сконвертированы из единственного RAW-источника. С отрицательной, нулевой и положительной компенсацией.

Правим разное
Помимо проблем с динамическим диапазоном, у цифровой фотографии есть еще несколько слабых мест, связанных с несовершенством техники. Например, весьма неприятной (в определенных случаях) может быть проблема дисторсии у большинства объективов. Поскольку вопрос этот хорошо изучен, появилась программа, позволяющая бороться с данным искажением – PTLens (epaperpress.com/ptlens/). По сути, перед нами – база данных на все популярные объективы. Выбрав нужный и введя в строку “Focal Length” актуальное фокусное расстояние, на выходе пользователь получает исправленную картинку.
Помимо дисторсии, PTLens способна бороться с хроматическими аберрациями и исправлять последствия виньетирования.
Однако бывают случаи, когда тонкие приборы PTLens уже не помогают, а мытарства с Photoshop выглядят слишком громоздко. Для подобных ситуаций существует утилита Helicon Filter (www.heliconfilter.com) от компании Helicon. Поскольку это компания российская, нам, как соотечественникам, разработчиками сделана поблажка: почуяв русский Windows, программа не задает глупых вопросов о регистрации и оплате, а работает в режиме freeware.
Рабочее поле Helicon Filter представляет собой «стол» с загруженным изображением (программа понимает не только обычные, но и RAW-форматы большинства современных фотокамер) и полоску закладок сверху, открывающую доступ к различным операциям.
Тут есть практически все: подавление шума, изменения яркости и контраста, изменения цвета, уничтожение хроматических аберраций, увеличение резкости, исправление перспективы, генерация рамок... Почти каждый пункт позволяет настроить параметры операции с помощью достаточно изощренных механизмов.

Пишите письма
Разумеется, это далеко не полный список программ, которые могут пригодиться современному фотографу. В будущем мы обязательно продолжим данную тему. Вас же я прошу активнее выходить на связь с моей рубрикой, тем более, что еперь это возможно не только по электронной почте, но и на нашем форуме – в специально отведенном разделе.


Рекомендуем почитать: