Неформат

Площадь стандартного кадра на узкой 35-миллиметровой плёнке равна 864 мм2. Площадь сенсора цифрозеркалки формата APS-C равна 286-419 мм2 в зависимости от кроп-фактора. А вот площадь одного из самых маленьких среднеформатных, 645-го кадра, составляет 2500 мм2. Таким образом, на формирование одного и того же изображения при использовании сопоставимых по фокусному расстоянию объективов в 645-м среднем формате отводится в 6-8 раз больше площади, чем в цифрозеркалке. Для цифровиков классом пониже соотношение будет просто катастрофичным.

Средний формат — собирательное обозначение для техники с размером кадра от 6×4,5 до 6×9 см. Кроме того, к среднему формату относятся панорамные камеры с высотой кадра 6 см. Само название «средний формат» появилось, когда форматный кадр 9×12 см был поделен пополам, до 6×9 см.
Стандартный современный ряд средних форматов выглядит следующим образом: 6×4,5 см, 6×6 см, 6×7 см, 6×8 см и 6×9 см. Существуют и панорамные варианты 6×12 и 6×17 см. Более того, на некоторых камерах можно использовать листовую пленку, мгновенные комплекты Polaroid и даже узкую 35-мм пленку; на ней можно делать как обычные кадры 24×36 мм, так и панорамные.

Помимо качества изображения средний формат дает и другие преимущества. Одно из основных — применяемая в большинстве камер система сменных кассет-магазинов (в просторечье — задников) для пленки. Эта система позволяет фотографу менять пленку, не дожидаясь, пока она кончится, и не теряя кадров, и переходить с одного формата на другой. В последнее время на замену плёнки выпускаются и так называемые «цифровые задники» — многомегапиксельные матрицы соответствующего формата.
Общей чертой большинства камер среднего формата является более низкая автоматизация и моторизация, чем у 35-мм зеркалок. Это связано с большим размером и весом частей и узлов, подлежащих перемещению. Среднеформатные камеры, как правило, требуют неспешной, основательной работы, зачастую с ручным экспонометром.
Среднеформатные зеркалки производятся в двух базовых вариантах. Первый похож на привычные узкопленочные зеркальные камеры, второй получил название модульного: на кубик-камеру с разных сторон крепятся различные принадлежности: спереди — объектив, сзади — кассета, сверху — видоискатель (шахтный или призменный), сбоку — рукоятка, мотор...
Широкопленочные камеры традиционно входят в группу профессиональных, поэтому ни среди них самих, ни среди аксессуаров для них практически нет ничего, что можно отнести к «любительскому», бюджетному варианту. Таким образом, для большинства среднеформатные камеры обладают двумя значительными недостатками: первое — значительно больший вес и размеры как камеры, так и сменной оптики (причём основная масса объективов — с постоянным фокусным расстоянием, в лучшем случае к камерам выпускается 1-2 зума). Второе — цена. Стандартный комплект среднеформатной техники получается в 2-3 раза дороже аналогичного по возможностям и более оперативного малоформатного аппарата. Речь, разумеется, идёт о решениях с первичного рынка. Покупка подержанной камеры значительно экономит бюджет.
Матрицы, которые используют для среднеформатных цифровых приставок, как правило, весьма высококачественны. Однако их творческое сравнение с плёнкой вызывает в среде фотографов ещё большие споры, нежели среди владельцев обычных цифрозеркалок. Большинство профессионалов продолжает настойчиво считать, что ни на одной среднеформатной матрице мы не получим соответствия плёночному среднеформатному изображению.
Каковы перспективы развития среднего формата в среде любителей? Как ни странно, неплохие. Ренессанс начался примерно в 2003 году, с эпохой массовой цифровой фотографии. Дороговизна цифровых зеркалок и низкое качество цифромыльниц заставили многих любителей вспомнить про средний формат. Ещё один нюанс: хорошие плёночные сканеры для 35-миллиметровой плёнки стоили тогда дорого. А сканировать плёнку среднего формата можно было и в домашних условиях — на недорогом планшетном сканере. Результат был неизменно отличный.
В настоящее время у энтузиастов среднего формата имеется на руках фототехника самого различного класса и эпох – от камер выпуска 1920-х годов до современных автоматизированных систем.


Рекомендуем почитать: