Краткий словарик фотографа

От судьбы, видимо, не уйдешь: как ни старался я делать в рамках нашей школы одноактовые, совершенно самостоятельные занятия, не тянущие за собой хвоста продолжений, – затея эта не удалась...

Наш словарь
Едва прошлый выпуск поступил на растерзание литературному и выпускающему редакторам, как тут же возникло мнение, что я, работая над текстом, превысил некий не оговариваемый, но реально и объективно существующий лимит фотографических терминов, многим из наших читателей... гм... непонятных.
Что ж, возможно, мнение это – верное. А раз так, сегодняшняя наша встреча пройдет в научно-популярном жанре словарных статей.
Приступим...

Скинтоны
«...я советую точнее всего подбирать цвет скинтонов» (см. «МБ» N№29’2006).
Здесь «скинтон» – это жаргонизм, произошедший из двух английских слов: skin – кожа и tone – тон, оттенок. В данном контексте обозначает адекватную передачу цветовых оттенков кожи. Адекватную – не значит «похожую на глазок». При подборе скинтонов существуют довольно строгие правила, о которых пишет, например, уже упоминавшийся мной Дэн Маргулис, автор классического труда «Photoshop для профессионалов. Руководство по цветокоррекции». Позволю себе привести конкретную цитату: «... Телесные тона должны содержать желтого по меньшей мере столько же, сколько и пурпурного (речь идет о цветовом пространстве CMYK, – прим АК), а в крайних случаях на треть больше. […] В цвете представителей белой расы в зависимости от степени смуглости доля голубого должна составлять от одной пятой до одной трети от доли пурпурного. Цвет смуглой кожи имеет значение 15С 50М 65Y, а для более светлой подойдет 6С 30М 35Y или еще меньше...»

Цветовые пространства
«...И то, и другое лучше всего делать в иных, отличных от RGB, цветовых пространствах...».
Цветовые пространства – это модели представления различаемых глазом цветов с помощью различных технических приспособлений. «Первоисточником» цветового пространства RGB (Red Green Blue) является лучевая трубка, а пространства CMYK (Cyan Magenta Yellow blacK) – типографский станок. Однако сейчас, когда пересчет цветов одного пространства в другое осуществляется компьютером автоматически, мы используем разные цветовые пространства в разные операциях по редактированию, ориентируясь на их сильные и слабые стороны.
Одно из существенных достоинств пространства RGB — его «логичность» для новичка. Одинаковые значения трех каналов обозначают нейтральный цвет, при снижении значения в одном из каналов общий колор становится более насыщенным именно этим цветом и так далее...
Плюсы CMYK – в дополнительном канале K, который не только хранит некоторые мелкие детали (это полезно при увеличении резкости), но и позволяет компенсировать три остальных. Это значит, что один и тот же цвет может передаваться несколькими комбинациями значений по каналам с учетом заполнения черного.
Наконец, пространство Lab (Lighting+ab) незаменимо тем, что тут яркостная информация не размазана по нескольким каналам, а хранится единым и неделимым образом. К тому же именно пространство Lab позволяет осуществлять самые значительные корректировки цветов с помощью минимального воздействия.

Дисторсии
«...весьма неприятной — в определенных случаях — может быть проблема дисторсий...»
Как и любой объект материального мира, объективы фотокамер не идеальны. А раз так, то и световой поток, проходя через систему стекол, на матрицу ложится тоже не идеально. Дисторсии – это геометрические искажения картинки, появляющиеся в связи с преломлением лучей. У разных объективов на разных фокусных расстояниях искажения эти различны, хотя общие закономерности есть.
Во-первых, более дорогие объективы менее подвержены этому «заболеванию», нежели дешевые. Во-вторых, наиболее сильную дисторсию дают минимальные и максимальные фокусные расстояния объектива. В третьих же, сами дисторсии на этих расстояниях различны: искажение на «широком» угле называют «подушкой» (по краям кадра предметы шире, а в центре – уже), а в положении максимального «теле» – «бочкой» (по краям кадра предметы уже, а в центре – шире).

Хроматические аберрации
«...уничтожение хроматических аберраций...»
Еще один недостаток фотоизображений, связанный с материальной сущностью объективов. Если кратко, то луч света, проходя через стекла, распадается несколько частей с учетом длины волны и в таком виде падает на светочувствительные элементы матрицы. Поскольку в цифровых фотоаппаратах-мыльницах – из-за низкого качества объективов и малого размера матрицы – для возникновения аберраций созданы все условия, владельцам именно этого сорта фототехники следует внимательнее всего присматриваться к полученным карточкам. На изображении хроматические аберрации выглядят как сине-голубые ореолы вокруг предметов, снятых на контрастном фоне. Чаще всего это – ветви деревьев.

Виньетирование
«...высветлять последствия виньетирования...»
Падая на матрицу, не все лучи света идут по объективу параллельно его стенкам. Отражаясь и рикошетя, многие из них попадают на чувствительную ячейку не в самом лучшем виде. Чаще всего «потускневшие» потоки света оказываются на периферии изображения, формируя там так называемое «виньетирование» – то есть затемненную область вокруг яркого центра. Практически любое фотоизображение содержит элементы виньетирования. Только чаще всего разница в яркости неуловима на глаз, особенно – если фокусное расстояние, на котором снималось фото, невелико (а значит, свет проходил сквозь объектив меньший путь).


Рекомендуем почитать: