Красота – на лицо...

Сегодня мы опять поговорим о портретах. На этот раз – о красивых портретах, а точнее – о том, как их сделать красивыми. Убрав с лица морщины, мешки под глазами и прочие мелкие недостатки (см. «МБ» №35'2006), мы хоть и сделали картинку привлекательней, но вряд ли добавили ей художественной ценности...

Рождение бокэ
Главная художественная особенность портрета – в резком разделении картинки на фон и фигуру. При этом, если только речь не идёт о жанре «портрет в интерьере», смысловой вес фона максимально уменьшается (но не уничтожается вовсе!), а фигуры – максимально увеличивается.
Самым известным приёмом уменьшения веса фона является так называемое «бокэ» (bokeh) – размытие «задника» за фигурой. Технология «хорошего» бокэ общеизвестна: большое фокусное расстояние объектива (от 70 мм), максимально открытая диафрагма (1.2-1.8) и, как следствие, – маленькая ГРИП. Это всё довольно легко достигается использованием специальных «портретных» объективов и практически недостижимо для владельцев KIT'овых зеркальных наборов и цифровых фотомыльниц.
Но «практически» – не значит «совсем». Вполне приемлемую (для бытовых условий) имитацию бокэ можно сделать с помощью Photoshop.

Размываем по-взрослому
Открываем изображение. И... думаем, как бы нам половчее отделить фон от фигуры. Собственно, думать особо нечего: в любом случае нам понадобится функция выделения и перенос части картинки на новый слой. Но важны нюансы технологии. К примеру, можно оконтурить фигуру с помощью инструмента «Lasso»(горячая клавиша – «L»): либо маленькими отрезками, либо рисованием контура «от руки». Также можно воспользоваться опцией «Extract» («Filter – Extract...»; горячая комбинация – Alt+Ctrl+X). Но, как мне кажется, лучше всего воспользоваться выделением через маску.
Для этого переходим в режим выделения через маску (Quick Mask Mode) – это правый значок («кружочек в прямоугольнике») ниже обозначения текущей пары цветов в панели инструментов (горячая клавиша – «Q») и, выбрав инструмент «кисточка» соответствующего диаметра, начинаем потихоньку закрашивать «фигуру». В режиме выделения через маску закраска отмечается нежно-красным цветом – так что не бойтесь необычности получающегося эффекта.
Закончив работу по выделению, инвертируйте его («Select – Inverse») и слегка растушуйте контур. Для этого в меню «Select» выберите пункт «Feather...», и в появившемся окне впишите значение 1 или 2 (пикселя). Теперь отдайте Photoshop команду скопировать получившееся в итоге (Copy) и сформировать из него новый слой (Paste).
Теперь, защитив фигуру от воздействия, размоем фон, а фактически – весь первый слой. Активируем закладку «Layers» и в ней – изначальный слой. Открыв меню «Filter» перейдём в «Blur – Lens Blur». Открывшийся плагин поражает воображение обилием опций. Не бойтесь – большинство из них нам не понадобится.
Собственно, главное отличие фильтра «Lens Blur» от обычного размытия состоит в том, что он (фильтр) не просто «натягивает» на картинку пелену, но и придаёт итоговой картинке эффект пятен бокэ, формирующихся лепестками диафрагмы. Именно параметры виртуальной диафрагмы, «Iris», и являются основными в управлении данным фильтром.

Первый параметр, «Shape», отвечает за количество лепестков: от трёх (Triangle) до восьми (Octagon). В классической фотографии считается, что чем больше у диафрагмы лепестков, тем однороднее и «круглее» пятна нерезкости в бокэ. Второй параметр, «Radius», управляет размером пятна нерезкости, а по сути – степенью размытия. Третий параметр, «Blade Curvature», относится к закруглённости виртуального лепестка. На рисунок картинки он влияет минимально. Наконец, четвёртый параметр, «Rotation», имитирует вращение «прыгающей» диафрагмы в момент её раскрытия/схлопывания. На рисунок этот параметр влияет ещё меньше, чем «Blade Curvature».

Дорогой Фила Борджеса
Помимо размытия, есть и иные способы снижения удельного веса фона в картине. Очень неплохие результаты даёт, к примеру, его обесцвечивание – в этой манере работает известный фотохудожник-путешественник Фил Борджес (Phil Borges). Его работы можно найти по адресу www.philborges.com.
Технически этот приём мало чем отличается от размытия через «Lens Blur»: мы выделяем участки кожи, инвертируем выделение и копируем получившееся на новый слой. Первый же слой обесцвечиваем через меню «Adjustments – Hue/Saturation...». Какие-то операции по цветокоррекции второго («кожного») слоя – по желанию.
Как и любой фотографический жанр, портрет требует от нас в первую очередь творческого подхода. Никогда не бойтесь экспериментировать с самыми разными идеями – Photoshop позволяет воплотить практически любую фантазию.


Рекомендуем почитать: