Искусство портрета. Часть 1

Портрет – самый сложный жанр в фотографии. И, тем не менее, – самый любимый всеми. Так или иначе, две трети снимков в любом домашнем фотоальбоме можно отнести именно к этому жанру.

Техника портрета
Критики-буквоеды будут, разумеется, сопротивляться и доказывать, что фотоизображение «я и Эйфелева башня» относится к жанру репортажной съемки. Но мы‑то знаем, что это – самый настоящий портрет: ведь зритель видит меня и Эйфелеву башню, а не Эйфелеву башню и меня.
Впрочем, все это, разумеется – шутка. Настоящий портрет – вещь достаточно трудоемкая, радующая фотохудожника качеством лишь при соблюдении многих условий. И, разумеется, при некоторой толике удачи.
Один из канонов получения «правильного» фотопортрета – маленькая глубина резкости, делающая изображаемое более объемным и скрывающая некоторые дефекты (например, структуру кожи – поры, волоски, прыщики...). В быту для съемки портретов чаще всего используются объективы с фиксированным фокусным расстоянием и высокой светосилой: 50/1.7, 50/1.4, 85/2, 100/2.8… С учетом кроп-фактора современных цифровых зеркалок начального уровня на выходе мы получаем цифры 75-80 и 150-160 мм. Именно такое фокусное расстояние считается оптимальным по отсутствию искажений перспективы при съемке поясных портретов и портретов крупным планом.

Однако в пафосных гламурных журналах применяется и иная технология съемки. Для нее используются огромные студии, тщательно поставленный свет и особо длиннофокусные объективы (до 500-600 мм), дающие в результате буквально миллиметровую глубину резкости. Находясь от модели на внушительном расстоянии, фотограф вынужден общаться с ней с помощью переговорного устройства.

Технология портрета
Кстати, о свете. По большому счету, удовлетворительный портрет можно сделать даже мыльницей, принципиально не способной дать малую глубину резкости. Но никаким цифровым задником или среднеформатником не сделать даже посредственный портрет, если вы не озаботитесь заранее светом.
Главное – свет должен быть мягким. Пересекающие лицо терминаторы – вещь настолько неаппетитная, что снимать портреты при свете яркого летнего солнца (без контрвспышки) может только самоубийца. С другой стороны, именно портрет, как никакой другой жанр, живет по известному фотографическому принципу «света много не бывает». А бесплатные солнечные лучи по мощности ничем не уступают дорогостоящему и громоздкому конгломерату вспышек, ламп и отражателей...
Хорошим подспорьем в таком случае могут стать небольшие облачка или легкая дымка на небе, минимально снижающие интенсивность светового потока, но значительно размывающие теневые переходы.

Но свет – это только полдела. Другая его половина – верно подобранный ракурс и момент съемки. В насмешку над людьми, природа наделила их различным «количеством» того свойства, которое называется «фотогеничностью». Причем, эта самая фотогеничность никак не связана с внешней красотой человека и сильно варьируется у одного и того же индивидуума в зависимости от ракурса и момента съемки. И хотя максимально эффектную точку съемки можно подобрать только опытным путем, логика должна подсказать вам, что красивый нос лучше подчеркнуть фотографированием в профиль, красивые глаза и рот – фронтальной съемкой, а пышная копна волос лучше смотрится, если на снимке ей придать иллюзию движения.

Классификация портрета
Наконец, готовясь снимать портрет, нельзя забывать о том, что этот жанр традиционно дробится на множество подклассов: гламурный портрет, портрет с передачей эмоционального настроя, официальный, сюжетно-постановочный, мужской, женский, детский...
Как и прочие фотографические работы, портрет очень чувствителен к цветовому решению. Для портретов юных девушек присущи светлые тона и некоторая если не размытость, то – мягкость. Мужчины же, наоборот, лучше раскрывают сущность своего характера, будучи изображенными в контрастной, практически графической манере...
Проблема обработки портретов средствами Photoshop – еще одна, практически неисчерпаемая тема бесед. В следующем выпуске «Фотошколы» мы коснемся именно этого, продолжив говорить о тонкостях съемки портретов.

Продолжение следует...


Рекомендуем почитать: