Движение – это жизнь. Часть 1

Ритм современной жизни заставляет нас постоянно находиться в движении, и останавливаемся мы лишь тогда, когда кто-то из наших друзей или знакомых достает из кофра фотоаппарат и произносит такую привычную в устах фотографа фразу: «Внимание! Замерли! Снимаю!»

Мы замираем, с улыбкой глядя в чёрный глаз объектива, и стараемся не моргнуть в ответ на ослепляющую вспышку встроенной в камеру лампочки. А потом такие фотографии попадают в альбом, постепенно заполняя наш фотоархив кадрами, глядя на которые, складывается впечатление, что жизнь наша стоит на месте, что мы ни куда не бежим, и что вокруг нас тоже все остановилось. А ведь это далеко не так. И тогда у нас возникает желание передать всю динамику происходящего: мы начинаем снимать друзей, гоняющих мяч на стадионе, детей, кружащихся на карусели, и чаек, дерущихся за кусок рыбы. Мы фотографируем автомобили и поезда, сноубордистов и яхтсменов, льющуюся воду и камнепады. Но часто результат разочаровывает нас. Всё объяснимо, ведь подход к съёмке динамичных сюжетов несколько отличается от того, к чему мы привыкли, снимая портреты, пейзажи и макро. Кроме того, требования, предъявляемые к фотоаппаратуре в этом жанре фотографии гораздо выше.

Материальная часть
Какой же техникой запастись фотографу, чтобы как можно более качественно «остановить мгновенье»? Первое – это, конечно же, фотоаппарат. На его выбор в первую очередь повлияют скоростные характеристики. К сожалению, сразу стоит отметить, что компактные модели цифровых фотокамер, хотя и имеют предустановленный режим спортивной съемки, но, как правило, просто не приспособлены для этого. Их система автоматической фокусировки задумчиво медлительна, и пока «цифромыльница» «наведется», может пройти несколько секунд, что, конечно же, недопустимо в калейдоскопе часто меняющихся событий. Здесь нужен максимально быстрый автофокус, чтобы камера успела отработать во время стремительно развивающегося сюжета. Кроме этого, фокусировка должна «следить» за постоянно двигающимся объектом съемки. Светосильная оптика, установленная на такой быстрый фотоаппарат, позволит ещё сильнее сократить время выдержки. Чтобы легче было поймать самую интересную фазу движения, ваша камера должна уметь снимать сериями.

То есть вам нужно просто нажать на спуск и удерживать его в этом положении, а камера будет сама делать снимки до тех пор, пока вы не отпустите кнопку или пока не переполнится внутренний буфер фотоаппарата. И здесь немаловажное значение имеет как «скорострельность» аппаратуры, так и максимальное количество кадров в серии. И конечно, с точки зрения ловли момента, чем большее количество кадров камера может сделать в течение одной секунды, тем лучше. Но у этой медали есть и обратная сторона. Здесь все зависит, главным образом, от объёма встроенной в камеру буферной памяти и времени записи на флеш-карту. Значительное увеличение скорости серийной съемки в бюджетных фотоаппаратах, как правило, сопряжено с уменьшением размера каждого отдельного файла и, как следствие, ухудшением качества самих снимков. Таким образом, для съёмки динамичных, быстро изменяющихся сцен лучше всего подойдет зеркальный цифровик с комплектом зум-объективов от широкоугольного до длиннофокусного.
Помимо фотоаппарата, как и в любом другом жанре фотографии, вам может потребоваться штатив, а также мощная внешняя вспышка.

А что делать тому подавляющему большинству, у кого в руках обычные бюджетные цифровые фотокамеры, которые не могут похвастаться ни одним из вышеперечисленных качеств? И в этом случае не стоит отказываться от мысли получить хорошую динамичную фотокарточку. Самое главное – это чётко понять, в каком месте и насколько ваша техника ограничит ваши творческие замыслы. А поняв, постараться уменьшить это влияние до минимума. Однако при съёмке простыми фотоаппаратами из средней и низшей ценовых категорий встаёт вопрос о коэффициенте полезного действия: чем быстрее ваша техника, тем больший процент удачных кадров окажется записанным на карту памяти.

Движение в статике
Однако прежде, чем описывать технические приёмы, обратимся к самому принципу – как вообще можно передать движение на плоской статичной картинке. Способов всего два, всё остальное – это вариации на их тему.
Способ первый: установить на камере достаточно длинную выдержку. Тогда при съёмке либо сам объект, либо фон окажутся размазанными, пусть и в ущерб чёткости изображения. В то же время, именно размытость и передаёт динамизм сюжета.

Второй способ – диаметральная противоположность первому: выдержка устанавливается очень короткой, насколько допускают условия освещения и требования к глубине резкости. Объект как бы замораживается во время движения. Такой резкий чёткий снимок в меньшей степени передаёт стремительное движение, зато он отлично покажет драматизм развивающейся ситуации, а динамика будет присутствовать в кадре, благодаря композиционным средствам. Оба этих способа подразумевают то, что для съемки селектор выбора режимов установлен в положение приоритета выдержки («Tv») или в полностью ручной режим («М»).

Не забываем о композиции
Съёмка динамичных сцен – пожалуй, единственная ситуация, когда фотографу простительно сосредоточиться на «ловле мгновений» и получении технически качественного кадра, отодвигая на второй план построение композиции. Современные компьютерные технологии позволяют дорабатывать отснятый материал в более спокойной обстановке. И всё же, совсем забывать о взаиморасположении объектов, конечно же, не стоит. Иначе, просматривая дома результаты фотосессии, можно обнаружить, что самый лучший с технической точки зрения снимок обрезан так, что ничего путного из него уже не сделаешь. А потому, даже когда на раздумья совершенно нет времени, надо помнить, что стоит избегать расположения основного объекта съемки прямо посередине кадра.

Лучше, если он будет смещён на расстояние одной трети размера кадра от одной из его сторон. И конечно же, необходимо учитывать, что движущемуся предмету, как никакому другому, нужно свободное пространство в направлении движения. Покажите зрителю хотя бы часть пространства, в направлении которого перемещается объект. Ведь если снятый с проводкой взлетающий самолет упрётся на снимке в край кадра – он остановится и упадёт! И никакие диагональные композиции и смазанный фон не смогут победить у зрителя это ощущение. Фотография будет испорчена. Однако не нужно стараться произвести точное кадрирование в момент получения снимка. Просто оставляйте в поле кадра побольше «воздуха», пусть его будет с запасом. Лишнее вы всегда удалите в любом графическом редакторе.

Интересный эффект усиления динамики возникает, если объект в кадре перемещается справа налево. Связано это с тем, что мы привыкли рассматривать изображения, начиная с верхнего левого угла, и если, например, автомобиль будет двигаться навстречу взгляду – это зрительно увеличит его скорость.

Дети – очень подвижные!
Всякий фотограф, желающий не просто «щёлкать» своих или чужих детей, а делать действительно интересные снимки, должен вжиться в роль папарацци, а также в совершенстве освоить приемы и технику спортивной и репортажной съемки. Самые привлекательные и выразительные снимки чаще всего получаются тогда, когда ребёнок не знает, что за ним наблюдают. И уж тем более не нужно заставлять его позировать перед камерой. Малыш, находящийся в своей естественной обстановке, абсолютно раскован и непосредственен. У него интересная мимика и жестикуляция. Никакой заранее придуманный сценарий, никакая, даже самая бурная фантазия фотографа не даст таких захватывающих кадров, как подсмотренные мгновения жизни маленького человека. Наблюдайте за детьми, подсматривайте, подыгрывайте им. И не забывайте фиксировать с помощью фотоаппарата каждое удачное движение, улыбку, шалость.
Дети почти всегда находятся в движении. Вот тут-то вам и пригодятся навыки, полученные во время съемки спортивных состязаний, которые проходили в соседнем дворе. Скорее всего, вам нужно будет использовать короткие выдержки – начиная от 1/125 секунды – и следить, чтобы ребенок не выскользнул за границы зоны фокусировки. Крайне желательно при этом включить режим непрерывной фокусировки.



Рекомендуем почитать: