Школа цифровой фотографии. Часть 6

Как известно, фотографию часто сравнивают с изобразительным искусством, называя то «светописью», то «рисованием для не умеющих рисовать», то «самым технологичным искусством». Конечно, к таким сопоставлениям можно относиться с определенной долей скепсиса, однако, если подумать...

То же изобразительное искусство, к примеру, (а говоря языком масс – рисование) делится специалистами на два независимых подвида: живопись и графику. Приступая к работе, художник сам решает, в каким виде его произведение будет выглядеть ценнее с эстетической точки зрения: написанное ли красками или нарисованное – карандашом, углем, фломастером...
Возвращаясь к фотографии, можно заметить, что и она фактически делится на цветную, схожую по законам существования с живописью, и черно-белую – своеобразную «графику» в исполнении фотоаппарата. Многие считают черно-белое изображение устаревшим, просто не понимая, как много они теряют в плане творческого самовыражения, когда насильно запрещают себе делать монохромные фото.
Впрочем, оставим на время разговоры об искусстве и вернемся к начатой в прошлых выпусках теме – спасению «почти хороших» фотографий. Среди них, если присмотреться повнимательнее, всегда найдутся такие, которые, несмотря ни на какие ухищрения, не будут выглядеть хорошо в цвете... но вполне могут «ожить», если их попытаться переделать в черно-белое (или – монохромное) изображение.

Отцвело
Я не зря вначале говорил об аналогиях «цветное фото – живопись» и «черно-белое – графика». Даже с физиологической точки зрения эти два вида изображений сильно отличаются: при просмотре цветной картинки больше работает полушарие, отвечающее за эмоции, а анализом монохромного или резко контрастного фото занимается та часть мозга, которая связана с логическими операциями.

Итак, начнем. Берем фото мальчика и анализируем его. Во-первых, цвета картинки – бурые, серые и синие – уже вызывают вопросы. Во-вторых, недостаточно проработаны разные планы изображения (да и само изображение слишком «мягкое», нерезкое), из-за чего оно кажется плоским. Наконец, в-третьих, на заднем фоне имеются какие-то непонятные, совершенно не органичные в этом контексте предметы (чашка, игрушки, фотография)... Если все так плохо – чего ж упираться, спросите вы. А все дело в глазах и лице мальчика (которого, кстати, зовут Максим Кузнецов) – очень хороших, открытых, интересных с художественной точки зрения.

По линейке
Конечно, проще всего превратить цветное фото в монохромное можно так: запускаем Photoshop CS1, загружаем в него картинку и через серию ниспадающих меню «Image»- «Mode» выбираем пункт «Grayscale». Цветовая информация изображения теряется, и из трех каналов остается только один – усредненный по яркости (результат см. на рисунке 1).

Чем плох такой метод? Тем, что он не учитывает главных преимуществ, получаемых от работы с черно-белым изображением. Что это за преимущества? В первую очередь – доминирование контрастности, как основного художественного приема, и линии, как средства увеличения эстетического содержания.
Как и произведение изобразительного искусства в жанре графики, черно-белое изображение целиком и полностью строится на контрасте тоновых переходов и на образующихся линиях. Раз так, то черно-белое изображение всегда кажется более детализированным – даже если фактически это не так. Вообще, от перевода фотографии в монохром более всего выигрывают такие жанры и сюжеты, как портрет, архитектурный пейзаж и изображения, в которых смысловая составляющая доминирует над «настроенческой». Монохром – это царство образов, а не «атмосферы».

По каналам до слияния
Разобравшись в теории, продолжим практику. Когда мы выяснили, что конкретно нам не нравится в портрете и что мы хотим в нем усилить и подчеркнуть, надо выработать план действий.
Во-первых, нам нужно отделить фигуру от фона, сделав границу между ними как можно более контрастной. Прямолинейный перевод изображения в режим «Grayscale» сделать этого нам не позволяет: рубашка начинает сливаться с обоями, а волосы – со шкафом. На помощь приходят цветовые каналы. Для их просмотра нажимаем в окошке Layers (если это окно не открыто, выберите в ниспадающем меню «Windows» соответствующий пункт или нажмите горячую клавишу «F7») на закладку «Channels». Сделав это, мы видим миниатюры исходного изображения в вариантах RGB (при условии, что изображение просматривается сейчас именно в этом цветовом пространстве), R, G и B. Последние три являются монохромными картинками, несущими информацию о яркости одного из основных цветов. Вариант R демонстрирует нам хорошее контрастное изображение, единственным существенным недостатком которого можно считать некоторую излишнюю мрачность. Ну и, конечно, белые цветы на темной рубашке. Чтобы это исправить, попробуем смешать данные в этом канале с данными из какого-либо другого канала.
Идем в ниспадающее меню «Image» и выбираем пункт «Calculations». Открывшееся меню позволяет смешивать различные каналы из открытых в Photoshop изображений. В нашем случае мы выбираем одно и то же изображение (собственно, по отсутствию альтернатив, это будет сделано автоматически), каналы Red и... например, Blue, а также выбираем метод смешивания в строчке «Blanding». Поскольку выбор метода осуществляется через ниспадающее меню, мы можем выбрать самую верхнюю строчку, а потом менять ее колесом прокрутки мышки – до появления удовлетворяющего нас результата. Если такового все никак не получается, можно «поиграть» с пропорциями смешивания – строчка «Opacity». Результат представлен на рисунке 2.

Тонкая штучка – контраст
И вот, мы получили более или менее устраивающий нас вариант. Конец ли это? Разумеется, нет. Мы всего лишь перевели исходное изображение в более или менее приличествующий ситуации черно-белый вид. Впереди же – еще много работы.
На втором этапе мы будем избавляться в изображении от деталей, отвлекающих внимание зрителя от основной фигуры. На роль таковых претендуют: чашка за спиной Максима, рамки фотографий, игрушки. Все это, конечно, мы могли удалить и раньше – но черно-белое изображение тем и хорошо, что позволяет проводить ретушь с меньшими ухищрениями и наилучшей точностью.
Избавившись от мелких деталей, попробуем еще немного (или побольше) увеличить контрастность картинки. Идем в меню «Adjustments», выбираем строчку «Brightness/Contrast» и... видим, что тут следует действовать тоньше.

Следующий уровень
Более изощренными инструментами для редактирования контраста и яркости изображения являются уровни (Levels) и кривые (Curves). Последние более нужны для цветных фотографий, поэтому мы с вами обойдемся одними уровнями. Идем во все те же «Adjustments» и выбираем строчку «Levels…»
Что мы можем тут сделать? Ну, во-первых, элементарно увеличить контраст: отсекаем от гистограммы крайние значения, изменяем точку серого по вкусу...

Во-вторых, можно придать портрету некое подобие съемки в «высоком» или «низком» ключах: «выбеливаем» (вариант – «зачерняем») картинку до выцветания малозначащих штрихов, закрепляем результат псевдоувеличением детализации.

Заготовка зерна по-фотографическому
В нашем случае наиболее приемлемым, думается, будет следующее изменение: обецвечивание лица до такой степени, чтобы слегка прорисовывался овал с освещенной стороны и контрасно-теневой акцент на глаза и рот ребенка.
Выполнив это, переходим к наращиванию псевдодетализации. Как вы помните, исходное изображение было слишком «мягким», чтобы найти в нем какое-то подобие настоящих мелких деталей.
Идем в меню «Filter», выбираем пункт «Sharpen» и подпункт «Unsharp Mask…». Смело повышаем резкость изображения – поскольку картинка у нас резко контрастная, мы можем не опасаться различных артефактов.
Оценив получившийся результат, мы вынуждены признать – да, резкость повысилась, а детализация – нет...
И тогда нам на помощь приходит... шум. Тот самый, являющийся головной болью для всех владельцев цифровых «мыльниц»; шум, умелое использование которого напоминает классическое «зерно» старых добрых фотопленок.
Добавить шуму в нашу фотографию можно двумя способами. Во-первых, применив фильтр «Add Noise…» из пункта «Noise», а потом отретушировав белые участки изображения «ластиком». Способ, прямо скажем, муторный и никчемный.
Другое дело, если сначала с помощью «волшебной палочки» (панель инструментов, вторая сверху справа – «Magic Wand Tool», горячая клавиша «W») выбрать белые области, потом инвертировать выделение с помощью меню «Select» – Inverse» (горячая комбинация – Shift+Ctrl+I), а затем уж – применить фильтр «Add Noise»…

Проще – не значит хуже
Будучи «технически» не столь «совершенной», черно-белая фотография гораздо требовательнее к творческому потенциалу фотографа, нежели цветная. Требуя от него быть в первую очередь таланта художника и экспериментатора, черно-белая фотография дарит невероятное количество возможностей самовыражения. Конечно, использованию этих возможностей нельзя научиться за один раз, за один день или за одну статью. Однако если вместо того, чтобы стереть не слишком удачный снимок с жесткого диска, вы попробуете поэкспериментировать с его монохромным вариантом, придумывая все новые и новые способы обработки... Короче, все обязательно получится. Просто не надо бояться.


Рекомендуем почитать: