Школа цифровой фотографии. Часть 5

В сегодняшней колонке мы продолжим спасение “почти хороших” фотографий, волею судеб получивших некоторый изъян при непосредственном их появлении на флэш-карте фотоаппарата. В прошлый раз мы рассмотрели инструмент кадрирования как возможность исправления ситуации с “лишними” объектами по краям и как способ приближения изображения к канонам композиции.
Однако на восприятие картинки человеком влияет не только взаиморасположение на ней фигур и их взаимодействие с фоном. Крайне важным эстетическим фактором является также цвет. О небольших уловках при работе с ним мы и поговорим на этот раз...

Ни убавить, ни прибавить
В качестве тестового материала возьмем фотографию мальчика (рис. 2). Фотография была сделана в Порошино с любезного разрешения родителей паренька.

Поскольку наша газета отличается повышенным аристократизмом манер и почитанием древних традиций, печать изображений в ней не использует такое сатанинское изобретение, как цвет. А коль скоро сегодняшняя наша “Школа”, как назло, посвящена именно цвету, мне придется все объяснять вам буквально “на пальцах”. А вам, соответственно, верить мне на слово. Итак...
С точки зрения композиции замечаний к фотографии нет: четко выражены фигура и фон, соблюдено правило двух третей, в точках пересечения находятся знаковые объекты. Однако цвет... Дело в том, что мальчик одет (снизу вверх) в ярко-желтые кроссовки, бирюзово-зеленоватые ползунки, бледно-зеленую безрукавку и голубенькую с рисунком рубашечку. В руках ребенок держит желтую ветряную мельничку. Кроме того, от жары у карапуза выступил весьма заметный румянец. В целом малыш выглядит на редкость живописно, но... стоит он на зеленой траве. А вдали от него растет зеленый лес. И то, и другое здорово “съедают” оригинальную колористику одежды, излишне сливая фигуру с фоном. Чтобы попытаться “выправить” фотографию, нам нужно несколько “пригасить” зеленые (как нам кажется) и красные цвета и “выпятить” желтый и синий (немного) – дав акцент на фигуре вообще и на кроссовках и мельничке – в частности.
Крутим все любое
Открываем Photoshop CS1, загружаем фотографию. Идем в меню “Image”, наводим – и в подменю “Adjustments” выбираем пункт “Hue/Saturation…” (все это можно проделать гораздо быстрее, нажав “горячую” комбинацию Ctrl+U). На экране появится окно диалога (рис. 1).

Строчка “Edit” отвечает за цветовые каналы – сейчас там написано “Master”; это значит, что изменения будут применяться ко всем цветам без разбора. Меняем значение “Edit” на “Yellows” (желтый) через выпадающее подменю. Двигаем ползунок “Saturation” влево (в сторону отрицательных значений) до тех пор, пока трава не потеряет цветность до нужной нам степени. Полученный результат можно еще немного подправить ползунком “Lightness”. В результате манипуляций из травы ушел цвет. Это хорошо – теперь фон не “воюет” с фигурой за внимание зрителя. Но вместе с травой исчез цвет и в кроссовках с мельничкой – а это никак не входит в наши планы. Будем исправлять. Выбираем на панели инструментов “History Brush Tool” (пятая сверху справа, горячая клавиша – Y) и аккуратно проводим ее сначала по ручке мельнички, а потом – по кроссовкам. Всё: локальный статус-кво восстановлен, можно двигаться дальше.
Выбираем в пункте “Edit” красные (Reds) тона и уменьшаем яркость румянца. Поскольку в промежутке красных тонов “лежит” еще и цветовая информация кожи, усердствовать тут не стоит – если, конечно, мы не хотим сделать из ребенка бескровного Арлекина.
Синие (Cyans), голубые (Blues) и зелёные (Greens) цвета на этой фотографии практически полностью сосредоточены в одежде. Повышаем их цветность до разумных приделов. Особое внимание обратим на зеленый – некоторое его количество присутствует и в траве.

Остаточная обработка
В результате у нас получилось почти то, что мы и хотели: фон из травы, леса и людей на заднем плане потерял цветовую насышенность, а фигура ребенка наоборот – приобрела больший “вес”. Как завершающий штрих мы все-таки можем чуточку приподнять общую цветность картины (все то же меню “Hue/Saturation…”, значение “Edit” – “Master”) и капельку увеличить контрастность сцены. Это опять делается через меню “Image – Adjustments – Brightness/Contrast…”.

Несчастный случай
Фотография с мальчиком – довольно легкий, годный как раз для обучения основам, случай. Однако в жизни случаются вещи гораздо более неприятные. Очень часто мы делаем фотографии, композиция которых близка к идеальной, но колористика не просто мешает насладиться кадром, но и превращает изображение в неэстетичную дрянь. В этом случае приходится идти на крайние меры.
Но об этом – в следующий раз...


Рекомендуем почитать: