Школа цифровой фотографии. Часть 4

Снимая более или менее регулярно, всякий владелец фотоаппарата (я сознательно не употребляю слово “фотограф”) рано или поздно оказывается в ситуации, когда архив его фотоизображений начинает самопроизвольно распадаться на три неравные части. Первая часть – это хорошие фотографии, практически полностью удовлетворяющие автора и привлекающие внимание сторонних зрителей. Вторая часть – фотографии неудачные, обычный технический мусор, хранение которого на жёстком диске оправдано лишь какими-то особыми задачами. Третья же часть – это фотографии “почти хорошие”, работая над которыми, автор где-то немного ошибся, где-то – недотянул технически, где-то – оказался жертвой обстоятельств.
Именно спасением “почти хороших” фотографий мы сегодня и займемся...

Красота выше “правды”
Одна из болезней начинающего фотолюбителя – так называемый “документализм”. Главный симптом “документализма” – противоестественное нежелание редактировать отснятый материал. Пусть получившиеся фотографии противоречат всем законам композиции, пусть они пестрят сочетаниями самых безумных цветов, пусть они изобилуют артефактами – но ведь они ПРАВДИВЫЕ!!!
К счастью, у большинства регулярно снимающих “документализм” довольно быстро проходит, и изображения, до этого отправляющиеся прямиком с флэш-карточки в печать, начинают предварительно оседать на жестком диске компьютера для близкого знакомства с RAW-конверторами, улучшающими утилитами и, разумеется, с Adobe Photoshop.
Какую конкретно версию этого графического процессора вы себе установите – не так уж важно: основные принципы редактирования сохраняются в Photoshop уже много лет подряд. Мы же в рамках “Школы” будем использовать Photoshop CS1 (он же – v8.0).

Меньше, но лучше
Самый простой прием спасения “почти хороших” фотографий – это кадрирование. Конечно, уже на стадии съёмки многие из нас стараются более или менее правильно (по правилам композиции) скадрировать будущее фотоизображение. Однако нехватка времени, недостаточный учет некоторых факторов (например, специфики освещения) и прочие неожиданности вторгаются в работу, отдаляя ее от идеала.
Приступим к практикуму. Запускаем Photoshop, открываем фотографию. В нашем случае это изображение горок, построенных на базе в Порошино (см. рис. 1). Фото обладает иллюзией объема благодаря нескольким планам (трава, горки, лес, небо) и уходящей линии горок, центром – в виде фигуры девочки на качелях, балансом краев – лес и домики слева и привлекающей внимание деталью – проработанным небом с облаками. Недоработка же кадра заключается в захвате при съёмочном кадрировании фонарного столба слева. Его мы и будем отрезать.

Сестра, скальпель!
Загрузив Photoshop, идем в ниспадающее меню Windows и смотрим – стоит ли галочка напротив закладки Tools. Если не стоит – включаем ее, и слева на экране появляется та самая Tools – панель инструментов.
Теперь у нас два варианта. Первый – выбираем инструмент “рамка для выделения” (горячая клавиша – “М”), в появившимся сверху настроечном меню (чуть ниже ниспадающих меню) вписываем параметры (отношение сторон) рамки: Width – 3, Height – 2 и выделяем кусок изображения до столба, начиная с правого верхнего угла. После выделения идем в ниспадающее меню Image и выбираем команду Crop. Напоследок убираем выделение в меню Select командой Deselect.
Второй вариант таков. Выбираем на панели инструментов инструмент Crop (третий сверху в правом столбце, горячая клавиша –”С”), точно так же вбиваем параметры отношений сторон 3000:2000 (пикселей) в верхнее меню (Width/Height), выделяем нужный участок изображения и... нажимаем “галочку” в верхнем меню (где вбивали параметры). Все – рисунок обрезан. Плюсом второго варианта можно считать то, что при выделении “отрезная часть” изображения затеняется, сразу давая возможность оценить эффект от операции.

Резьба, и не только...
В результате у нас получается изображение, которое вы можете видеть на рисунке 2. И хотя, казалось бы, изменения минимальны, в целом картинка здорово преображается в лучшую сторону.

Послесъемочное кадрирование – мощнейший инструмент по улучшению фотографий. В умелых руках с его помощью можно “вытягивать” совершенно, казалось бы, загубленные изображения, находя и выделяя в них главное, вводя в них дополнительные акценты и удаляя малозначащие детали.
Впрочем, бывают случаи, когда никакое кадрирование фотографию не спасает. Чаще всего это случается, когда законы композиции, в принципе, не нарушены, но цветовая палитра изображения настолько плохо сбалансирована, что глаз зрителя просто не в состоянии адекватно воспринять информацию.
К счастью, и в этом случае фотографии может быть оказана помощь. Но об этом – в следующий раз.


Рекомендуем почитать: