Школа цифровой фотографии. Часть 3

Как мы уже говорили, современная фотоиндустрия все больше работает на обывателя. Низкие цены, полностью автоматические фотоаппараты, удобство использования в быту... и всё равно кое-чего не хватает. А именно: общего языка. Бесконечные числа, миллиметры, диафрагмы, балансы белого не дают пришедшему в магазин человеку толково изложить свои требования, а продавцу – озвучить свои предложения. “Птичий” язык “миллиметров” и “диафрагм” стоит между ними пуленепробиваемым стеклом.

Хитрые дюймы и простые миллиметры
На самом деле все не так и сложно. Чтобы понимать фотографический язык, надо усвоить всего лишь несколько терминов и понятий. Ими мы сегодня из займёмся...
Начнём с самого важного. С матрицы. У современной матрицы для цифрового фотоаппарата есть три главных параметра: размер, разрешение и номер поколения.
Размер матрицы обычно пишется в виде дроби (2/3, 1/1,8...). Перевод же дробей в привычные миллиметры даст вот какой результат:
1/3,2 – 3,4×4,5 мм
½,7 – 4,0×5,4 мм
½,5 – 4,3×5,8 мм
1/1,8 – 5,3×7,2 мм
2/3 – 6,6×8,8 мм
4/3 (формат матриц в “зеркалках” от Olympus) – 13,5×18,0 мм
APS-C (ненормированный формат бюждетных “зеркалок”) – 22,7 (23,7)х15,1 (15,6) мм
FF (Full Frame, полноразмерная матрицы) – 24×36 мм (как стандартный 35мм-кадр).
Разрешением мы называем количество светочувствительных ячеек (пикселей) на матрице. Современные цифровые фотокамеры имеют разрешение от 3 до 10 миллионов пикселей. Количество пикселей влияет на размер файла с изображением, детализацию (но не слишком сильно; главное, что влияет на детализацию – качество оптики) и уровень “шумов” (посторонних точек на изображении, ухудшающих его качество и “съедающих” детализацию) на высоких значениях чувствительности (впрочем, “высокие” значения для каждого размера матрицы – свои: чем меньше матрица – тем меньше порог “высокого”).
Чувствительность матрицы (выражаемая в значении ISO) цифровых фотоаппаратов изменяется с помощью ослабления/усиления сигнала в её элементах. И чем меньше матрица или чем больше на ней расположено элементов (пикселей) – тем больше вероятность взаимного перетекания усиленного сигнала с одной ячейки на другую. Таким образом, до недавнего времени размер матрицы и её чувствительность были жёстко взаимосвязаны. Собственно, дело и сейчас обстоит точно так же; однако матрицы шестого поколения (вот и он – третий параметр!), применяемые в фотоаппаратах Fuji F10 и Fuji F11 позволяют – при своих небольших размерах (5,3×7,2 мм) довольно уверенно снимать на чувствительности ISO400.

Чувствительность – это независимость
Зачем нужна высокая чувствительность матрицы? Разумеется, для расширения диапазона ситуаций, в которых фотографу удаётся снять более или менее приличный кадр. Впрочем, такая однозначная трактовка хороша лишь для владельцев “мыльниц”. Для пользователей же “зеркалок” высокая чувствительность играет ещё одну роль.
Как известно, чтобы изображение запечатлелось (на плёнке ли, на матрице ли – неважно), на светочувствительный слой должно попасть строго определённое количество света. Не больше и не меньше. Для его дозирования в плёночной фотографии использовалось взаимодополняющие механизмы выдержки (временной) и диафрагмы (количественный). Они назывались экспопара. Нюанс экспопары, однако, был в том, что эти же механизмы использовались для других целей. Выдержка – для придания изображению подвижности-замороженности, а диафрагма – для управления глубиной резкости изображения.
Появление цифровой фотографии превратило экспопару в экспотройку – поскольку к выдержке и диафрагме прибавилась чувствительность – параметр ценный тем, что на него более ничего не “повешено”.

Вся правда о дырках
Заговорив о диафрагме, расскажем вкратце об определении её значения. Собственно, диафрагма – это дырка, а её значение – размер этой дырки. Поскольку свет имеет свойство переотражаться и слабеть с расстоянием, размер дырки-диафрагмы – параметр относительный, рассчитываемый с учётом фокусного расстояния (ФР). К примеру, значение 50/2,8 означает, что объектив с ФР=50 мм прикрыт диафрагмой так, что диаметр дырки меньше ФР в 2,8 раза – что составляет 17,85 мм. А вот у фокусного расстояния в 250 мм диафрагма 2,8 будет равна дырке диаметром 89,2 мм. Огромная разница, правда?
А вот и нет: свет ринувшийся в отверстие 89,2 мм и прошедший 250 мм пути будет такой же силы, что и свет, прошедший 50 мм через отверстие в 17,85 мм.
Так неужто разницы нет совсем? Разница есть: она заключается в глубине резкости – воображаемой полоске определённой ширины, внутри которого изображение наиболее детализировано. И чем больше АБСОЛЮТНЫЙ размер дырки диафрагмы, тем УЖЕ эта полоска. Проще говоря, хотя с точки зрения экспозиции диафрагма 2,8 – это всегда 2,8, с точки зрения глубины резкости, 250/2,8 – это глубина резко изображаемого пространства в несколько миллиметров (при фокусировке на 20 метров – 9 мм), а 50/2,8 – несколько сантиметров (при фокусировке на 10 м – 7 см).

Фокусное расстояние и его разоблачение
Наконец, стоит открыть тайну уже многократно упомянутых “миллиметров” (фокусного расстояния), о которых пишут на объективах, которые учитывают в формулах и так далее...
Вы не поверите, но и тут всё просто – объяснить можно буквально на пальцах. Следите за руками, как говорится. Шаг первый: берём линейку. Шаг второй: берём кусочек картона. Шаг третий: вырезаем в картоне окошко размером в 24×36 мм. Шаг четвёртый: подносим линейку к глазу – так, чтобы ноль упирался в нижнее веко (условно говоря конечно – я не думаю, что найдутся охотники тыкать себе в глаз линейками). Шаг пятый: устанавливаем окошко на отметку... допустим 5 см. Шаг шестой: смотрим глазом сквозь прорезанное окошко на мир. Всё, что вы увидели в “окошке” – видит объектив с фокусным расстоянием 50 мм (те же 5 см).


Рекомендуем почитать: