Все умрут, а я останусь

Сегодня мы рассмотрим два совершенно разных по жарну и по духу фильма, волею судьбы имеющих кое-что общее.

«Все умрут, а я останусь»

Школьная драма, 80 мин, Россия, 2008 год
Режиссёр: Валерия Гай Германика
В главных ролях: Полина Филоненко, Агния Кузнецова
Актёрская игра: 5
Сюжет: 5
Постановка: 5
Отличный фильм

Фильм «Все умрут, а я останусь» молодого перспективного режиссёра Валерии Гай Германики посвящён школе, проблемам молодёжи и старым пердунам-родителям и козлам-учителям, которые пытаются что-то сделать с порывами юных душ, но в результате делают только хуже.
Надо отметить, что Валерия Гай Германика относится к тому типу девушек, которые делают вид, что они — гораздо хуже и глупее, чем есть на самом деле. Как следствие этого, можно смело утверждать, что фильм «Все умрут, а я останусь» — очень интересный и жизненный. Конечно, дорогие читатели, не всем в нашей стране не повезло учиться в школе, где старшеклассницы прессуют в туалете своих младших соучениц, а старшеклассники занимаются первым сексом на матах спортзала. Но в целом жизнь подростков начала-середины 2000-х во «Все умрут...» показана с убедительностью съёмки камерой мобильного телефона.

Игра юных актрис, кстати, полностью соответствует уровню именно «мобильных» видеороликов — что совсем не портит фильм, а только делает его реалистичнее и страшнее. Дебильность девочек-подружек, наверное, и нельзя было показать иначе как через полную бездарность кривляний. Причём, это не те кривляния, которые случаются при отсутствии таланта, нет. Это — правильные кривляния, такие, какие случаются с обычным человеком в нормальной для него ситуации в том случае, если рядом оказывается видеокамера. Жизнь, неприкрытая, ужасная, циничная жизнь маленьких хищных животных и безраздельная тоска и отчаяние их взрослых дрессировщиков — вот что такое «Все умрут, а я останусь».
И мне совершенно не удивительно, что эта простая история предательства одной девочки двумя другими — ради похода на дискотеку так запала в души жюри Каннского, Мюнхенского, Европейского кинофестиваля и кинофестиваля «Сталкер», что каждое из них одарила Гай Германику отдельным призом. Кино и правда того стоит. Как это не ужасно и отвратительно звучит...
P.S. Кстати, появление именно этого кинофильма, наконец, принесло реальный смысл существованию группы «Звери». Саундтрек — гениален.

«Олимпиус инферно»

Патриотическая драма-боевик, 90 мин, Россия, 2009 год
Режиссёр: Игорь Волошин
В главных ролях: Полина Филоненко, Генри Давид, Вадим Цаллати
Актёрская игра: 4
Сюжет: 2
Постановка: 3
Бред какой-то

Собирая патриотический блокбастер по горячим следам за очень небольшие деньги — можно вляпаться в разную нелепицу. Это доказывает главный герой картины: молодой энтомолог российско-американского происхождения Миша. Когда этот Миша на приёме в посольстве начал говорить про «я энтомолог», моё подсознание живо подсказало ему продолжение для беседы: пару раз взмахнуть сачком и крикнуть в лицо собеседнику «бабОчки!». Да, всё верно: художественный фильм «Дежа Вю», 1988 год, одесская киностудия.
К сожалению, подобных нелепиц в фильме — вагон. Девушка идёт в горы, одеваясь будто на дискотеку, Миша глупо игнорирует очевидные вещи, барышня в открытую торгуется с вооружённым коллегой-журналистом...

Ещё хуже то, что авторы фильма мечутся в клетке современного массового сознания с прилежностью нашкодивших школьников. Для картины это — очень плохо. По крайней мере, очень тяжело смотреть как явный госзаказ и тщательно накачиваемый патриотизм пытаются тут соседствовать с политкорректностью. И правда: абсолютно хорошие в фильме — русские. Герои? Ну они хоть и русские, но относятся скорее к типу «дурачки», а не к касте «главных героев», которые в подобных фильмах должны фанатично страдать и красиво умирать, подчёркивая мораль «Мы за мир». Грузины? В принципе, плохие парни. Но почему — неизвестно. И вообще — фильм старается больше работать индивидуально: показывая плохими то именно этого генерала, то того грузинского полковника — но никак не весь народ сразу. Да, для людей это правильно. Для патриотического фильма — плохо. Тут не нужны полутона: враги — пришли из ада, наши — спустились с небес. Точка.
В общем и целом, фильм «Олимпиус инферно» традиционный, понятный и странный одновременно. Традиционный — для нашего кинематографа, где по-настоящему знающих режиссёров почти не осталось, а есть только люди снимавшие рекламу и снимающие сейчас сериалы. Понятный — понятно, что по горячим следам, всего за несколько месяцев невероятно трудно слепить блокбастер, зато очень легко — агитку. Но и агитки не получилось — как раз это и странно.
Получился... неплохой, но скучноватый и вялый фильм, главное преступление которого — бездарно потраченная на негодный сценарий тема. Тема горячая, очень сильная патриотические и богатая для разнообразных задумок. Шедевр быть бы мог. Надо было только немного подождать, быть смелее и умнее. А ещё — профессиональнее.


Рекомендуем почитать: