Психи вокруг нас

Все звёздные роли сыграны, «Оскара» уже вряд ли дадут, но желание сниматься в хорошем кино остаётся навсегда. Важно не прогадать с выбором очередной роли. И почему-то звёзды Голливуда все как один кидаются воплощать на экране образы психически неуравновешенных личностей…

«Кто вы, мистер Брукс?» («Mr. Brooks»)

США, MGM, 2007 год
Триллер, 125 мин.
Режиссёр: Брюс Эванс
В главных ролях: Кевин Костнер, Деми Мур, Уильям Херт, Дэйн Кук

Мистер Эрл Брукс – преуспевающий бизнесмен, филантроп и примерный семьянин. Но под маской образцового гражданина скрывается жестокий маньяк-убийца, на счету которого множество трупов. «Убийца с отпечатками», как называет его полиция, уже много лет неуловим. Но во время очередной расправы над парочкой эксгибиционистов, Брукс допускает ошибку и оказывается запечатлён на фотографиях больного на всю голову фотографа. Тот начинает шантажировать убийцу и выдвигает требования: своё присутствие при убийстве очередной жертвы. Брукс соглашается, так как имеет свои виды на фотографа…

Удивительно, но режиссёр Брюс Эванс, не снимавший до этого ничего, кроме дебютного для Милы Йовович «Каффса» 15 лет назад, сумел поставить удивительное и непохожее на другие фильмы про маньяков кино. Начинающийся со слов «Безумие вновь вернулось в голову Брукса… Впрочем оно никогда его не покидало» фильм настраивает на безостановочный кровавый экшен, но оборачивается неторопливым повествованием, по ходу которого понимаешь: тут все больные на голову. Альтер-эго Брукса – Маршалл, существующий в его сознании, но тем не менее вполне для Брукса реальный, помогающий ему советом в трудную минуту и одержимый жаждой убийств, – это ещё цветочки. Фотограф, который едет на «дело» с настоящим (!) маньяком и испытывающий нечеловеческое возбуждение от того, что ему предстоит увидеть; парочка рецидивистов, для которых закон не писан и которых должна в течение трёх дней поймать озверевшая от затянувшегося развода женщина-детектив, в исполнении немного постаревшей Деми Мур, дочка мистера Брукса, в которой начали пробуждаться криминальные гены отца – все тут готовы убить любого для достижения своей цели. Некоторая затянутость повествования объясняется изначальным желанием режиссёра сделать трилогию, в последующих частях раскрыв все сюжетные линии, поданные в первом фильме весьма поверхностно. Конечно Клариссы Старлинг и Ганнибала Лектера из Мур и Костнера не получилось бы ни при каком раскладе, но желания сниматься в своей неповторимой «саге о маньяках» у актеров достаточно – хватило бы пороху режиссёру.

«Номер 23» («Number 23»)

США, New Line Cinema 2007 год
Триллер, 95 мин.
Режиссёр: Джоэл Шумахер
В главных ролях : Джим Керри, Вирджиния Мэдсен, Дэнни Хьюстон, Линн Коллинс

В руки ничем не примечательного служащего из департамента по надзору за животными Уолтера Спэрроу совершенно случайно попадает книга со странным названием «Номер 23». По мере прочтения книги, Уолтер обнаруживает необъяснимое сходство описанных в ней событий со своей собственной жизнью. Законченная на полуслове книга не даёт ему покоя. Он начинает своё собственное расследование, чтобы выяснить факты об авторе, но странная одержимость числом «23», как и у героя книги, всё ближе и ближе подводит Уолтера к ужасной правде с невероятным финалом…

«Нумерологический триллер» – очень специфический жанр, снимать и сниматься в котором рискуют не многие. Но Джим Кэрри – великий комик и великолепный драматический актер – наверное, единственный, кто смог бы так сыграть эту сложную и неоднозначную роль. Джоэл Шумахер, до этого кидавшийся в крайности, от «8 мм» до «Бэтмена и Робина», похоже, нашёл свою нишу, в которой он смог развернуться на полную. Тихое помешательство на числах, которые при желании можно отыскать где угодно, поначалу напоминает одну из серий «Лоста», где бедняга Херли тоже двинулся умом от числового ряда. Но герой Джима Кэрри пошёл дальше: «Сейчас 2007 год: первая цифра 2, за ней следуют ещё три. Кроме того, 7 минус 2 будет пять, а пять это как раз два плюс три. И если 391 разделить на 17, получится 23. И если извлечь квадратный корень из 529 тоже получится 23. Число 23 повсюду, значит, труп спрятан под 23-й ступенькой в парке, а жену придётся прирезать…» И так до бесконечности… От таких диких умозаключений мурашки бегут по коже, и кино от того смотрится ещё напряжённей, но, к сожалению, примерно через час режиссёр все таки раскрыл все карты, и оставшуюся часть фильма идёт разжевывание, что к чему и почему. У нас слишком рано отняли возможность насладиться собственными умозаключениями и фантазиями на тему «а что же произошло на самом деле?», и за это фильму – маленький минус. В остальном – отличное кино, в котором Джим Кэрри не выдал ни одного гэга. Нечасто такое увидишь.


Рекомендуем почитать: