Последний штрих

Третья часть успешного фильма всегда даётся тяжело. Создатели не имеют права на провал: триквел – финальная черта, которую нужно подвести чётко и убедительно, особенно если дело касается культовых персонажей.

«Час пик 3» («Rush Hour 3»)

США, New Line Cinema, 2007 год
Комедия, 90 мин.
Режиссёр: Брэтт Ратнер
В главных ролях: Джеки Чан, Крис Такер, Хироюки Санада, Макс фон Зюдов

Инспектор Ли и детектив Картер снова вместе. Едва встретившись, они моментально вляпываются в очередное крупное дело, связанное с мировой преступностью, умудрившись перейти дорогу могущественным китайским триадам, которые давно обосновались в европейских столицах. Прибыв во Францию, двое полицейских начинают докапываться до истины, пытаясь выйти на загадочного субъекта по имени Шай Шен, поскольку только он может пролить свет на делишки бандитов и помочь правому делу. Неунывающие Ли и Картер вовсю веселятся, устраивая самое шумное полицейское расследование, какое только видел Париж…

Бессменный Бретт Ратнер, для которого «Час пик» – нечто вроде визитной карточки, не ударил в грязь лицом и на этот раз. Неподражаемые Крис Такер и Джеки Чан выложились на все сто, попутно объяснив всем, где зимуют раки, показав всем кузькину мать и от души посмеявшись над всеми, включая и самих себя. Отошедший от классической формулы «фильм Джеки Чана», «Час пик» явил свету новый жанр «китаец-негр», который может восприниматься только как комедия, а все «серьёзные» эксперименты обречены на провал. Совершенно не заморачиваясь насчёт правдоподобности, прямолинейное повествование о невероятных похождениях любвеобильного детектива и застенчивого инспектора, вызывает там, где надо смех, как ответ на уместную шутку, хотя некоторое чувство вторичности остаётся. Всё-таки три серии про одно и то же – не так-то просто сделать, не повторившись, будь сценарист хоть пятикратным обладателем «Оскара» и прочих киношных наград. Но Бретт Ратнер – настоящий профи, который уже однажды подвёл совершенно невероятную финальную черту в «Людях Икс». Что ему стоит заставить Джеки Чана сыграть потрясающую по своему накалу драматическую сцену. Или приказать Крису Такеру не кривляться перед камерой в особо ответственных моментах. Именно таких этих мелочей фильм получился таким, каким его ждали. Но больше продолжения не будет – не о чем снимать, с этими друзьями и так всё понятно…

«Ультиматум Борна» («Bourne Ultimatum»)

США, Universal Pictures, 2007 год
Триллер, 110 мин.
Режиссёр: Пол Гринграсс
В главных ролях: Мэтт Дэймон, Джулия Стайлз, Скотт Гленн, Джоан Аллен

Его сделали самым лучшим а потом лишили памяти. Раньше он хотел одного – изчезнуть. Но ЦРУ-шники, обеспокоенные тем, что Борн вспомнит свою жизнь, решают с ним расправиться. Выйдя из тени, бывший спецагент начинает войну против своего прошлого – могущественных спецслужб всего мира и армии не уступающих ему в мастерстве профессиональных убийц. Цель Борна – сейф директора ЦРУ, в котором находятся документы, способные дать окончательные ответы о его личности и вывести на чистую воду всех участников операции «Чёрный вереск», основной фигурой которой он был когда-то сам…

Три серии фильма обязаны своей невероятной целостностью трём людям. Первый – это автор бестселлеров о Борне, писатель Роберт Ладлэм, прямолинейно и жёстко раскрывший всю подноготную спецслужб. Именно он вывел понятие «шпионский триллер» на высоту, недостижимую для попсы имени Тома Клэнси. Второй человек – это режиссёр «Превосходства» и «Ультиматума» Пол Гринграсс, своеобразная манера повествования которого дала свои результаты: ощущение постоянного присутствия, словно ты сам находишься в самой гуще событий. Совершенно не раздражающая дергающаяся камера в руках профессионала делает то, чего не добиться никакими спецэффектами: всё настолько реально и жизненно, что к исходу фильма начинаешь беспокоиться за физическое состояние третьего главного человека в трилогии – Мэтта Дэймона, которому выпало воплотить на экране образ Джейсона, бросившего вызов самой могущественной системе и одержавшего нелёгкую победу. Наверно для Дэймона это самая сложная актерская работа за всю его жизнь, на которую он вряд ли когда-то ещё раз подпишется. Но с другой стороны, для популярного актера сыграть культового персонажа, который лазит по стенам, как человек-паук, говорит на всех языках мира и дерётся подобно Нео из «Матрицы» – это большая честь, от которой нельзя отказаться ни при каких обстоятельствах. Кроме одного – не сниматься больше ни в сиквелах, ни в триквелах.


Рекомендуем почитать: