На пике славы

В феврале российского зрителя (можно надеяться, и вятского зрителя тоже) ждут две премьеры мэтров зарубежного кинематографа — «Рок-н-рольщик» Гая Ритчи и «Загадочная история Бенджамина Баттона» Дэвида Финчера.

«Загадочная история Бенджамина Баттона»

США, 2009 год, Драма/мистика/мелодрама/фантастика, 166 мин
Режиссёр: Дэвид Финчер
В главных ролях: Брэд Питт, Кейт Бланшетт, Тилда Суинтон

Работы Финчера всегда радовали мой вечно голодный интеллект глубиной мысли — будь то философично-надрывный «Бойцовский клуб», пронизанный тревожностью и жестокостью детектив «Семь» или же напряжённая «Игра». И каждая картина этого талантливейшего режиссёра уникальна, способна стать основой нового жанра.
Так получилось и с «Загадочной историей». Это фильм-жизнеописание, фильм-драма, фильм-роман. Кино посвящено судьбе необычного человека, процессы старения которого протекают в обратном порядке. Он родился стариком — крошечное сморщенное тело, брошенное несчастным отцом под дверью дома, было найдено доброй негритянкой. Так начинается история Бенджамина Баттона, долгий путь от старости к младенчеству: первая стопка виски и первая женщина, дружба с детьми и душевные шрамы войны, первая любовь и первое предательство. Обычная судьба, скажете вы? Да. Только стрелки часов идут в обратную сторону…

Я не случайно назвал «Историю» фильмом-романом, ибо картина воспринимается именно как книга. Два с половиной часа просмотра хочется растянуть на пару-тройку дней — почитать за обедом, перед сном, в транспорте. Такое необычное впечатление связано со спецификой подачи истории: каждый жизненный период Бенджамина вызывает жуткий интерес — зритель словно смотрит его глазами на мир, молодея за компанию. И несмотря на то что в фильме нет ни одной динамичной сцены, да и некоторые «провисания» в сюжете присутствуют — оторваться невозможно.
Небольшая новость — историю любви исполняет дуэт Бреда Питта и Кейт Бланшетт. Что сказать о них? Оба героя просто неподражаемы. Питт не переигрывает, не затмевает остальных персонажей, чётко сохраняя образ обычного человека (не героя, не бунтаря, не суперагента)! Бланшетт не менее прекрасна — её героиня растёт, меняется, живёт в кадре, пронося эти 80 лет своей жизни (вот только на пути к старости, в отличие от Бенджамина). Отдельный «виват» гримерам — набившего оскомину «мистера Смита» я узнал лишь к середине фильма. А знаете, кто сыграл бабушку на смертном одре? Приглядитесь внимательно! Такой уровень мастерства заслуживает отдельной награды. Хочется ещё сказать многое — но лучше всё увидеть самим. Если вы являетесь любителем неторопливых, размеренных историй — добро пожаловать.

«Рок-н-рольщик»

Англия, 2008 год, Боевик/детектив, 114 мин
Режиссёр: Гай Ричи
В главных ролях: Джерард Батлер, Тэнди Ньютон, Джемма Артертон

Признаюсь честно, Гай Ритчи — один из моих любимых режиссёров, работающий в жанре боевика. Английского боевика. Ибо великолепные «Большой куш» (опять же с Брэдом Питтом), «Карты, деньги, два ствола» и более размеренный «Револьвер» — воистину эталоны настоящего кино о современной мафии. Потому что эталонами фильмов о несовременной мафии являются совсем другие фильмы. Такое предисловие не случайно — «Рок-н-рольщика» ждали.
О сюжете много говорить не хочу, ибо в нём – самая соль фильма. В двух словах — А провернул с Б афёру, С решил на этом нажиться, Д увидел, что Б на мели, позвал А, тут С перекинулся на сторону Б и так далее… Кстати, о героях. Судя по названию фильма, им должен был стать вечно обдолбанный музыкант, который в начале фильма «как бы умер» (так говорилось в прессе). Однако одеяло на себя перетягивает ещё дюжина героев, уследить за волшебными пассами и ходом мысли которых весьма трудно. В огромном количестве диалогов зрителю необходимо выцепить толику смысла и припасти этот бесценный багаж нюансов на финал. Только в этом случае, собрав в голове всю кашу из ленты, можно ощутить прохладу интеллектуального катарсиса.

Слава Феллини, диалоговая тягомотина иногда разбавляется очень качественными и стилистически отточенными сценами. Это незабываемая погоня за бандитами, драка у бара, гениально поставленные догонялки на железной дороге. Но, несмотря на проблески в небе, картине явно не хватает целостности и динамичности (если ожидать от Гая Ритчи того, что мы привыкли ожидать). С юмором, к сожалению, тоже мало что понятно. То ли официальный перевод не очень удачен, то ли вопросы менталитета (как, кстати, вам понравятся русские бандиты-извращенцы, «наказывающие» одного из прохиндеев под «Сектор газа»?). Хотя общее неуловимое настроение стёбности в картине присутствует. Наркоман, рассуждающий словами поэта из пьесы М. Горького «На дне» (яркая идеологическая антитеза миру денег), друзья нетрадиционной ориентации, сверхживучие русские бандиты... К сожалению (или — к счастью?), такие плодородные для шуток темы остались в картине в качестве зарисовок. Конечно же, если я правильно понял замысел режиссёра (вдруг всё на самом деле очень сурьёзно?!). Однозначного мнения о фильме сложить пока не удалось: от мутной прозы до гениальной истории — один шаг. Где она, грань?


Рекомендуем почитать: