Маленький личный Ад

Вы не поверите, но в Голливуде снимают не только блокбастеры с полумиллиардными бюджетами. Заслуженные режиссёры периодически обращаются к сюжетам, которым не нужны тонны денег – всего лишь хорошая актерская игра, оригинальный сюжет и иногда – Стивен Кинг…

«Глюки» («Bug»)

США, Lions Gate Films, 2007 год
Триллер, 102 мин.
Режиссёр: Уильям Фридкин
В главных ролях: Эшли Джадд, Майкл Шэннон, Линн Коллинз, Гари Конник

35-летняя одинокая и грустная Агнесс работает официанткой в забегаловке, живёт в загаженном мотеле посреди оклахомского пустыря, дружит с энергичной лесбиянкой и проводит выходные за выпивкой, крэком и коксом. Лет десять назад её маленький сын необъяснимым образом исчез в супермаркете, а нелюбимый бывший муж – мерзавец и скотина – на днях досрочно вышел из тюрьмы и теперь звонит, чтобы угрожающе посопеть в трубку. В такой невесёлый момент в номере Агнесс случайно оказывается Питер – больной на всю голову тип. Страдающая от одиночества, Агнесс просит его остаться. Питер рассказывает, что воевал в Персидском заливе, а впоследствии зловещие спецслужбы поселили ему под кожу особых жучков, которые теперь повсюду. Очередной наркотический транс приносит единственно правильное решение – жуков надо вырезать и уничтожить…

Отметивший недавно 70-летний юбилей Уильям Фридкин, автор шедевров «Экзорцист» и «Французский связной», снял кино, которое некоторым американским критикам позволило задаться вопросом о состоянии его собственного психического здоровья. Продемонстрировав непреходящее владение профессией, режиссёр три четверти фильма делает разговорную драму предельно странного содержания. До самой развязки – мощнейшей, кстати говоря, за последние несколько лет. Снятый практически исключительно в комнате мотеля, где происходит всё – от вполне разумных разговоров и любовных сцен до вырывания зубов пассатижами и горячечных финальных монологов, в которых все мировые тайны находят своё шизофреническое объяснение, фильм сфокусирован на актёрах. Эшли Джадд, сыгравшая Агнесс, всегда умела изобразить некую двойственность – надлом и силу с приоритетом силы. Здесь приоритетом является надлом. Майкл Шеннон, сыгравший одержимого жуками беднягу, также отдаётся истерике с такой страстью, будто за ним наблюдает не камера, а зрительный зал небольшого театра. Вся эта возмутительная история дико вставляет, и это тот самый случай, когда обычно говорят: «Этот фильм смотреть неприятно, но очень нужно».

«1408»

США, Dimension Films, 2007 год
Триллер, 94 мин.
Режиссёр: Микаэль Хафстрём
В главных ролях: Джон Кьюсак, Сэмюэл Л.Джексон, Тони Шэлхауб, Мэри МакКормак

Выпивающий писатель с непростым прошлым Майк Энслин (Джон Кьюсак) специализируется на разоблачении всяческих мифов и легенд о домах с привидениями, холмов с глазами и техасских бензопилах, однажды получает открытку с видом нью-йоркского отеля «Дельфин» и надписью «Не входи в 1408». Естественно, он немедленно отправляется туда и, преодолев яростное сопротивление щеголеватого менеджера отеля, вселяется в указанный в заглавии номер. А в нём, как следует из слов менеджера, скончалось разными весьма нехорошими способами более полусотни жильцов. Почему – достаточно скоро понимает и сам Майк…

Шведский режиссёр Микаэль Хафстрём снял классический фильм по классическому Стивену Кингу. Что ещё раз подтверждает тот факт, что фильмы по Кингу уже давно и по праву считаются отдельным кинематографическим жанром. Когда сталкиваешься с очередным его образчиком, надо лишь понять, удалось ли режиссёру «попасть в тему» или нет. Хафстрёму удалось. Очень подробно воссоздав архитектуру кошмара, он таки добился своего – фильм действует вне зависимости от логики повествования, на физиологическом уровне, воскрешая неслышное наяву эхо ночных вскриков. Если вы хоть раз во сне бежали от безликих преследователей, задыхаясь и невыносимо-медленно переставляя ноги – фильм подойдёт, как отмычка к замку, выпуская из мозжечка поближе к глазницам липкий навязчивый морок. «1408» имеет очевидное намерение стать чем-то большим, чем пещерой ужасов. Например, вполне объёмным и фактурным фильмом об отчаянии, для чего Джон Кьюсак очень подходит. Стивен Кинг – связующее звено между большой литературой и массовой культурой, но в данном случае фильм – авторская правка очередного маленького шедевра писателя, превратившая чисто декоративное повествование о трансформациях инфернального номера в обстоятельный трактат про персональный ад. Простейшие манипуляции давления на психику и давно найденные болевые точки по-прежнему исправно работают – полуторачасового вопиющего отчаяния для выброса адреналина хватает с лихвой.


Рекомендуем почитать: