Изображая жертву - Корпорация аферистов

Изображая жертву

Россия, «Новые Люди»/«Вега Продакшн», 2006
Жанр: модная трагикомедия
Режиссер: К. Серебренников
В главных ролях: Ю. Чурсин, В. Хаев, А. Михалкова, Л. Ахеджакова, М. Голуб

Молодость – это болезнь. Понятно, что всё очень индивидуально, но в общих чертах она чаще всего протекает так: девочки считают себя принцессами и, томно помахивая ресницами, ждут в светёлке прекрасного принца, а мальчики... У мальчиков всё разнообразнее и круче. Некоторые тоже считают себя принцами – их называют Гамлетами. Другие – наоборот, прочих считают исключительно быдлом – и их записывают в Печорины и Чацкие. Третьи ударяются в науку и за счёт неё презирают свет – совсем как полукровка Базаров. Четвёртые же – к примеру, герой-курьер из фильма К. Шахназарова – просто игнорируют реальность...

История о молодом человеке, решившем, что этот свет, равно как и твари, его населяющие, слишком ничтожен для него – стара как мир; и даже Шекспир, описывая страдания принца Датского, вряд ли был первопроходцем жанра. Не стали ими и братья Пресняковы – модные в узких театральных кругах драматурги, по чьей пьесе «Изображая жертву» модный в узких кругах киноведов режиссёр Кирилл Серебренников и снял одноимённый фильм.
Киноведам фильм понравился – о чём свидетельствует главный приз на «Кинотавре-2006», а вот нам...
Начнём с того, что мы не видим в нём ничего выдающегося. Ну да, главный герой, тридцатилетний малый Валя, работает в милиции, изображая жертв преступления на следственных экспериментах. Ну да, папа Вали умер, мама живёт с дядей (не в смысле – с «чужим дядей», а...) и вообще – многое, очень многое в фильме перекликается с самой известной пьесой Вильяма нашего, Шекспира. Не впечатляют, в общем-то, и гротескные эпизоды дознаний – кроме сцены в бассейне и заключительной – в японском ресторане, выводящей на финальный монолог следователя. Сам монолог, шок и трепет фильма, выжимка русского мата, плевок в душу ханжам – тоже, как ни удивительно, не впечатляет.
В итоге фильм выглядит довольно слабо. Разумеется, игра Владимира Хаева (следователя) – великолепна. Но – только его. И впрямь – фильм заставляет задуматься. Но посмотреть его ещё раз – не хочется. Ни за какие коврижки. Наконец, главный герой, Валя, вызывает откровенное чувство отвращения. В отличие от Гамлета, Печорина, Чацкого, Базарова и того же Ивана Мирошникова, главного героя «Курьера».

Корпорация аферистов

Испания, Alquimia Cinema, 2004
Жанр: криминальная мелодрама
Режиссер: М. Бердем
В главных ролях: В. Абриль, Э. Альтерио, Ф. Луппи, М. Алекссандр

В этом неплохом, в целом, фильме, как ни странно, – неудачно почти всё. Начиная с названия. Русское «Корпорация аферистов» не имеет никакого отношения к оригинальному «Incautos», лучше всего переводящемуся на великий и могучий жаргонным словечком «лохи». Именно лохи – главные герои «Корпорации», а вовсе не аферисты. И основа сюжета – в ответе на вопрос: «Кто же тут главный лох?»

Вполне логично, что зрителю хочется узнать ответ как можно раньше. Не вызывает сомнений, что мастерство режиссёра состоит в том, чтобы дать этот ответ как можно позже. Но, господа: как можно растягивать криминальную мелодраму на два часа, если стопроцентно «смотрибельного» материала в ней – минут на сорок? Причём сконцентрирован он в самом конце. Все ранние эпизоды – детство Эрнесто, приход его в мошенническую «профессию», диалоги с Ловкачом, встреча с Федерико, эпизод на Карибах, тёрки с Цыганом – можно смело если не выбрасывать, то сокращать до минимума. Как не несущие почти никакого смысла.
Вообще, похоже, авторы до конца не смогли определиться: снимают они «криминальную» или «мелодраму» – поэтому ловкости, мошенничества, соплей и любви внесли в сценарий в равных долях.
В итоге получилось очень странно. Как и любой криминальный фильм, «Корпорацию аферистов» надо смотреть дважды. Первый раз – чтобы узнать кто тут есть кто, а второй – чтобы посмаковать каждую деталь, открывшуюся после обладания сакральным знанием финала. Так вот, нескладный сценарий «Incautos» и его запредельная для подобного кино продолжительность делают повторный просмотр практически невозможным. Ибо терпеть снова полтора часа канители... Нет уж, лохов нет!


Рекомендуем почитать: