Хотели как лучше...

Искусство попадать в неприятности заключается в том, что нужно всего лишь действовать так, как считает шальная голова и не задумываться о последствиях. И тогда проблем будет столько, что хватит не на одну жизнь. Решить всё разом дано далеко не каждому, и только в кино у всех это получается легко и непринуждённо.

«Реальные кабаны» (The Wild Hogs)

США, Touchstone Pictures, 2007 год
Комедия, 95 минут
Режиссёр: Уолт Бекер
В главных ролях: Тим Аллен, Джон Траволта, Мартин Лоуренс, Уильям Мейси, Рэй Лиотта, Питер Фонда

Четыре друга – Вуди, Даг, Бобби и Дадли, мужики предпенсионного возраста – по субботам гоняют на мотоциклах по своему городу. Их маленькая байкерская банда крепка и сплочённа, чего не скажешь об их личных жизнях. От Вуди ушла жена, оставив его без копейки, Даг – дантист, которого ни во что не ставит его подрастающий сын, подкаблучник Бобби уже который год живёт за счёт жены и безуспешно пытается что‑то писать, Дадли – талантливый и невероятно застенчивый программист, постоянно попадающий из-за своего характера в неловкие положения. Однажды Вуди предлагает своим друзьям плюнуть на всё и сбежать от обрыдлой жизни, отправившись в путешествие на мотоциклах через всю страну. Но как же они ошибались, считая, что оставили позади все свои проблемы… Впереди встретились такие неприятности, что прошлая жизнь оказалась просто раем. Но назад пути нет, и начатое путешествие нужно довести до конца, даже если для этого придётся лишиться всех своих вещей, поссориться с настоящей бандой байкеров, взорвать бар и, оставшись без бензина, протолкать свои верные мотоциклы 200 миль…

Уже который раз безупречная концепция «роад-муви» не позволяет оторваться от экрана, на котором нынче весело дурачатся и изображают из себя непонятно кого пожилые актёры мирового уровня. Юмор ниже пояса
отлично удался режиссёру, за плечами которого похабный фильмец «Король вечеринок». Кривляние Мартина Лоуренса и желание «выглядеть мужиком» Тима Аллена, непробиваемость человека-со-стальной-шеей Траволты и постоянные приставания к нему «как к лучшему другу» Уильяма Мэйси, со стороны всегда выглядящие как домогательства у, как говорил Хазанов, «мужиков, которые которых» – всё это абсолютно отрывает от реальности на полтора часа, периодически заставляя сгибаться пополам в приступах истерического смеха. Вместе с тем, это очень поучитительное кино – правда, всё показанное в нём имеет мало общего с нашими российскими реалиями. Ну нет у нас байкеров-головорезов, нет у нас бензина, который взрывается от тлеющего окурка, и нет у нас дантистов, которые, отправляясь в путешествие, могут от души запустить свой GPS-навигатор в ливневую канализацию.

«Одна любовь на миллион»

Россия, компания «Твиниди», 2007 год
Криминальная комедия, 108 минут
Режиссёр: Владимир Щегольков
В главных ролях: Руслан Курик, Ангелина Миримская, Сергей Астахов, Андрей Краско, Григорий Сиятвинда

Митяй любит хорошую музыку и верит в дружбу – ни деньги, ни слава ему не нужны. Аня – проститутка, слишком практичная, чтобы кому-то доверять. Они не были знакомы до тех пор, пока судьба не свела их вместе: Митяй ввязался в сомнительную авантюру, чтобы заработать и помочь другу выбраться из неприятной ситуации, Аня – чтобы… просто заработать. Задача проста: сыграть роль курьера и доставить до места сумку с миллионом фальшивых долларов. Но свежеиспечённых «гонцов» никто не учил, как надо выполнять такую работу, и их самодеятельность оборачивается против них самих, перерастая в одну большую проблему. Решение близко: всё бросить и уйти, но это – Россия начала 90-х, где можно всё и всем, и Митяй с Аней, прихватив с собой миллион бандитских баксов, пускаются в опасное путешествие из Петербурга в Москву, чтобы разрулить очень непростую ситуацию: остаться в живых, избавиться от фальшивого миллиона и не потерять себя в этом огромном и жестоком мире…

90-е годы в истории России всё чаще привлекают режиссёров, давая им практически неограниченное поле деятельности. Так развлекался Балабанов в своих «Жмурках», устраивая кровавую баню в российских хрущёвках, так отчаянно вертит камерой и Щегольков, не стесняясь откровенных цитат Тарантино и Риччи в поисках оптимального соотношения на экране романтики, смерти и бешеных денег, из-за которых, как верно подмечает Митяй, «смысла нет мараться – они же фальшивые». Тут всё немного фальшивое – и в то же время такое родное и узнаваемое: и сумасшедшая московская богема, и неловкие попытки бизнеса, ещё вчера называемые «спекуляцией», и жестокие бандитские разборки, и настоящая неподдельная любовь, к которой герои идут через весь фильм. Безусловно, несколько режиссёрских находок будут впоследствии цитировать молодые авторы, но на данный момент Щегольков, совсем как его Митяй и Аня, решил, что сможет сделать всё и сразу. Самобытное кино почти получилось – и в первую очередь, это заслуга молодых звёзд, которым великолепно подыгрывали старые мэтры. До шедевра осталось совсем чуть-чуть, но… видимо это будет следующий фильм.


Рекомендуем почитать: