Ганнибал: Восхождение / Чёрная книга

Вторая Мировая война унесла огромное количество жизней, разрушила много планов и надежд и оставила неизгладимый след в душах людей. Но часто на месте отчаяния и безысходности вырастало чувство, которое заставляло людей идти на самые невероятные поступки. Ради одной только цели – отомстить. А как известно, на войне все средства хороши…

Ганнибал: Восхождение (Hannibal Rising)

Dino De Laurentis Company / MGM, США, 2007 г.
Жанр: Триллер
Продолжительность: 120 мин.
Режиссёр: Питер Уэббер
В главных ролях: Гаспар Улье, Ли Гонг, Тоби Александр, Доминик Беттенфельд

1944 год. Литва. Семья Лектеров вполне зажиточно живёт себе в шикарном замке. Когда взрывы и смерть подбираются слишком близко, им приходится собрать всё необходимое и перебраться в заброшенный домик глубоко в лесах. Но война и тут настигла семью, не оставив никому шанса на спасение. Никому, кроме малолетнего Ганнибала и его сестры. Однажды банда мародеров вторгается в жизнь уцелевших детей. Голод и безрезультатная охота толкают бандитов на ужасный поступок – съесть на глазах у Ганнибала его маленькую сестренку. Спустя 8 лет, когда война уже окончена, в замке Лектеров устроен приют для советских сирот. Там же находится и выживший Ганнибал, который с каждым днём становится все злее и опаснее. В его жизни осталась только одна цель – отомстить каннибалам…

Довольно неожиданно было видеть это кино, когда о Ганнибале Лектере сказано уже так много. Но голливудский принцип не дал осечки и на этот раз – «нельзя сиквел – сделаем приквел». Литературный «папа» Ганнибала Томас Харрис написал отличный сценарий – уж кому, как не ему, знать всё о своём герое и с блеском преподнести неосвещённые факты его биографии. Наконец становится понятно, откуда у Ганнибала взялись все его отличительные черты – любовь к камерной музыке, холодному оружию и пристрастие к человеческому мясу.
Пару слов хочется сказать и про исполнителя главной роли – Гаспаре Улье. Он просто великолепно примерил маску того Ганнибала Лектера, которого мы знаем. На его лице кровь не выглядит брызгами кетчупа, оскал его навевает неуютные мысли, а бокал с вином в руке кажется колюще-режущим оружием – такой же острый и опасный. Юный Ганнибал сложился – все эти взгляды исподлобья, сумасшедшинка во взгляде, возня с трупами в анатомичке и любовь к заигрываниям со слугами закона и изощрённым убийствам разных ублюдков – налицо вполне аутентичный образ. И самое замечательное то, что не нужно переживать за главного героя – ведь мы знаем, чем всё закончится. Вместо этого лучше наслаждаться просмотром и смаковать каждый кусочек.

Чёрная книга (Zwartboek)

Fu Works / A-Film, Голландия, 2007 г.
Жанр: Триллер
Продолжительность: 140 мин.
Режиссёр: Пол Верховен
В главных ролях: Кэрис Ван Хаутен, Том Хоффман, Халина Риин, Себастьян Кох

Она была брюнеткой, но перекрасила волосы в белый цвет. Она была певицей, но теперь учится не говорить лишнего. Ей было куда возвращаться, пока не расстреляли её семью. Она доверяла людям, но её предали. Её зовут Рахиль Штайн и она немка еврейского происхождения, оказавшаяся в Голландии во время Второй Мировой войны. У неё всего две задачи: разоблачить предателя, по вине которого уничтожили её родных, и сохранить свою любовь. Но на пути к своей цели Рахиль окажется на прицеле и у фашистов, и у участников Сопротивления. Удастся ли ей выжить и найти место, где она почувствует себя в безопасности?
После просмотра «Чёрной книги» понимаешь, что именно Верховен должен снимать военные фильмы. Это настоящее кино о настоящей войне, сделанное по эксклюзивному рецепту постановщика. Как и любой снятый в Голландии, этот фильм полностью лишён цензуры, что было немаловажно для режиссёра. Только откровенно показав все мерзости того времени, можно было снять адекватное кино о войне. И в то же время, снятое с голливудским размахом, оно очень развлекательное, но отнюдь не глупое и не скучное. Говоря о войне, Верховен не стал церемониться ни с кем. Пинка получили все: и фашисты, и опротивление, и даже евреи. Ведь если война – это грязь, то и незамаравшихся быть не может.

А давняя любовь режиссёра к различным мелким, но важным деталям, на которые не сразу и обращаешь внимание, играет на руку фильму: зритель оказывается заинтригован и удивлён, разочарован и шокирован не раз и не два. После семилетнего перерыва Пол Верховен с блеском вернулся на большой экран и снял, наверное, лучшее кино о войне в своей карьере, которое, к большому сожалению, не попало в список номинантов на «Оскар-2007» как «лучший фильм на иностранном языке». Но от этого «Чёрная книга» ничуть не утратила своей привлекательности – фильм прекрасен так же, как прекрасна главная героиня. Своего рода грешница, даже не искупающая свои грехи, а поднявшаяся над ними. Старый-новый-постоянный идеал для Верховена.


Рекомендуем почитать: