Не "позор", но — puzzle

В отличие от «ночной» части, к названию которой, несмотря на все прокатные миллионы, титул «блокбастера» и зарубежные контракты, все-таки прочно приросло окончание «позор», «дневной» сиквел у большинства мгновенного отторжения не вызывает.
Что, на наш взгляд, очень странно: как явление чистого искусства вторая часть неизмеримо сложнее, запутанней, истеричнее, революционней, эпатажней, смелее, технически ярче и технически беспомощней же. Настоящей паззл в минорно-декадентских тонах, верно собрать который удается далеко не каждому…

В чем секрет?
Скажем без обиняков: «Ночной дозор» был дерьмом от первого кадра до последнего, от первой строчки сценария до второй (последней) и от заглавной роли до мелькнувшего в массовке лица — и поэтому был вполне достойным фильмом, испортить который было просто невозможно.
К сожалению, с «Дневным дозором» все иначе. Здесь в наличии сложносочиненный и весьма интересный сценарий, который испортили истеричным монтажом. Здесь есть неплохие актерские работы, загубленные операторами. Здесь даже присутствует грамотная связь общей канвы и многослойной обертки спецэффектов, которую, однако, превратили в мерзкое месиво декадентские мотивы и идейная апокалиптическая первооснова.
В результате — фильм распадается на куски, каждый из которых настолько ужасен, что только интуитивно можно догадаться, насколько плох или хорош на самом деле «Дневной дозор».

Фрагмент 1: Любовь и комары
Если в «Ночном дозоре» сюжет пересказать было невозможно по причине фактического отсутствия последнего, то начать рецензию о «Дневном» с сюжета сам Бог велел. Во-первых, потому, что с одноименной книгой кино коррелируется самым минимальным образом. А во-вторых, потому, что авторы решили подать историю не с начала до конца и даже не с конца до начала (как это принято в современном кинематографе), а — кусочками, раскиданными по всей поверхности кинопленки. Итак…

Прошли годы. Светлый Иной Антон Городецкий обучает мастерству Иных потенциальную Великую Светлую Свету, пока являющуюся обыкновенным стажером, и болеет душой за своего сына — потен­циального Великого Темного Егора, жертву аборта, тщательно обхаживаемую в данный момент Зевулоном. Нет, Завулон вовсе не любитель «сочных мальчиков», как могло бы показаться. Он просто нетерпеливый Темный паяц, которому не терпится скорее столкнуть двух Великих, возобновив некогда прерванную битву Тьмы и Света. Искренне надеясь, что в этот-то раз Великий Темный окажется сильнее Светлого, Завулон не стесняется плести интриги, одну гнуснее другой.
Злодейский план нельзя назвать простым или сложным — он адекватен ситуации. Точкой столкновения Великих выбран Антон, которого любят одновременно и Светлана, и Егор. Дабы оторвать Антона от команды Светлых, раскачать его психику и подвести главных героев будущей Битвы к последней черте, Завулон руками другого любящего отца — старого вампира Саушкина — убивает одну из своих подчиненных (нет, не Алису) и подставляет Антона. В результате все Светлые, кроме Светланы, выведены из игры, Антон идет на сближение с Темными (чтобы само­стоятельно выяснить, кто настоящий убийца), а Егор при поддержке отмобилизованных на его день рождения Темных готовится к Апокалипсису.

Фрагмент 2: Красная машина
А что же Алиса? Алиса любит молодого вампира Костю, который не хочет быть вампиром. А Алиса не хочет принадлежать Завулону, надевшему на нее несъемное кольцо. А Завулон не хочет, чтобы Алиса крутилась вокруг Кости — и дело вовсе не в ревности. Просто с помощью Кости Завулон так ловко крутит стариком Саушкиным, что любое несъемное кольцо просто отдыхает. Старик же Саушкин готов пойти ради Кости на все. Даже убить подругу Алисы, темную ведьму Галю — в смерти которой близнецы-инквизиторы без промедления обвиняют Антона.
Сюжет «Дневного дозора» очень напоминает разобранный кубик-рубик, который надо долго крутить, чтобы все квадратики встали на свои места и стороны окрасились правильными цветами. К сожалению, авторы не только крепко перемешали квадратики, многократно перекрутив кубик-рубик в разные стороны, но и со всей дури ударили по нему молотком монтажа, отчего кусочки головоломки распрыгались по всей комнате.

Фрагмент 3: По головам
При всех компьютерной технологичности, видеоряд «Дневного дозора» невероятно примитивен (гораздо примитивнее «Ночного»), насчитывая всего три элемента: сцены со спецэффектами, говорящие головы актеров, а также ландшафты и помещения города-героя Москвы. Все снято настолько глупо, скучно и непрофессионально, что зевать хочется сразу же после просмотра начальных титров (сделанных очень интересно и оригинально).
В самом деле, основная беда монтажа — чрезвычайно мелкая нарезка, что превращает двухчасовую киноленту в сумбурный калейдоскоп красок и одиночных образов. Бах — упала старушка, бум — лопнуло стекло, символизирующее второй слой сумрака, ах — полетел в лицо кусок мяса… крошки, крики, прыжки по метрополитену, картины рушащейся Москвы, автомобильная эквилибристика — всего этого добра было через край и в «Ночном дозоре» — но там оно не мешало пониманию сюжета! За отсутствием последнего…

Неудивительно, что все мало-мальски крупные куски повествования сразу притягивают внимание: гонка Алисы по внешним поверхностям и внутренним «убранствам» «Космоса», эпизод в душе, дуэль Семена и черного грузовика, бег Светланы от завулоновской плети Шааба… — как и «Ночной дозор», «Дневное» продолжение смотрелось бы на несколько порядков лучше, убери из него добрую половину ненужных компьютерных «манков» и скучкуй остальные более связно.

Фрагмент 4: Кунсткамера
В чем сакральный смысл съемки говорящих голов — остается главной загадкой русского кинематографа, однако факт остается фактом: диалоги, монологи и прочие «логи», собственно и толкающие сюжет вперед, возможны, только когда лицо вещающего актера занимает не менее трех четвертей экрана. Есть в этом что-то от комикса — очень дурного комикса, и от театра — очень плохого театра, как его представляют себе критики.
В «Дневном дозоре» использован уникальный опыт минимализма, когда в сюжетную канву добавлен 1 (один) новый персонаж второго плана (помощник Тамерлана, Иной узбек Зоар, ныне мирный гастар­байтер, содержатель кафе и держатель Мела Судьбы) — а значит, мы можем уже со всей скрупулезностью и критицизмом проанализировать двухсерийный актерский «забег» нанятых актеров.
Если говорить кратко, то почти все сыграли либо плохо, либо по-идиотски (чего, видимо, требовал режиссер). К примеру, главный герой картины — Завулон. Еще в первой части — «Ночном дозоре» — образ темного мага, играющего на PlayStation 2 в Tekken с миной стареющего гомосексуалиста, вызывал массу вопросов. «Дневной дозор» все расставил по своим местам: да, Завулон элементарно безумен и истерически показушен, что выдает в нем отнюдь не Темного мага, а давно и крепко сидящего на кокаине стареющего лемура.
Впрочем, хорош и Гесер — добрый самаритянин, уже практически не контролирующий свой «Горсвет». Безусловно, Владимир Меньшов — очень сильный режиссер, один из лучших в нашем кино. Но как актер… поверьте, меньше всего Гесеру следовало бы быть похожим на постаревшего и набравшего волшебной силы героя комедии «Где находится нофелет»…
Непонятно, почему так хвалят Жанну Фриске, сыгравшую влюбленную ведьму Алису? Машина Алисы, к примеру, сыграла гораздо лучше. По крайней мере, она не лыбилась глупо во время разговоров с остальными героями, как ее хозяйка, — отчего у той из-под косметики предательски начинал проступать отнюдь не юношеский возраст…
Впрочем, стоит поговорить хоть чуточку и об актерских победах. Правда…
Да, мужчина в теле женщины сыгран Галиной Тюниной просто отлично — но именно мужчина в теле женщины, а не Антон в теле Ольги. Нет, к Ольге претензий никаких нет. Но — Хабенский на протяжении вот уже двух фильмов так убедительно играет тряпку и сопляка, что мужские повадки и интонации фальшивой «Ольги» просто не вяжутся с ранее виденным поведением этого героя.

Фрагмент 5: Теперь на DVD
В чем не откажешь «Дневному дозору» — так это в отлично выстроенной атмосфере вселенского декаданса: от предчувствия конца света через нагнетание скорби и уныния до катастрофической развязки — именно так, наверное, и должен строиться фильм, где Зло и Тьма медленно, шаг за шагом, побеждают Добро и Свет. Именно за эту атмосферу упадка и предчувствие черного возрождения, раз за разом вби­ваемого зрителю в душу очередным циничным срывом «хэппи-энда», «Дневному дозору» можно многое простить.
Хотя, если честно, прощать не особенно хочется. В отличие от «Ночного» предисловия, с которым очень быстро стало все ясно — это был честный бессмысленный блокбастер, дурно снятый и ловко раскрученный — «Дневной дозор» мог бы получиться гораздо интереснее и лучше, не соверши авторы множество мелких ошибок в начале.
Неправильный кастинг.
Неправильный монтаж.
Неправильная операторская работа.
Неправильно подобранная музыка…
Собственно, смотреть «Дневной дозор» стоит только из-за сюжета и атмосферы конца всего сущего. Продираясь через чинимые преграды и фрагмент за фрагментом собирая кусочки паззла…

Использованы иллюстрации с сайта www.kino-pravda.com.

«Дневной дозор» / Day Watch
Жанр: мелко нашинкованный высокотехнологичный декаданс
Режиссер: Т. Бекмамбетов
Сценарист: С. Лукьяненко
Спецэффекты: 5-
Звуковое оформление: 3+
Монтаж: 2-
Сценарий: 5-
Актерская игра: 3-
Общий интерес: 3-
Возрастные рекомендации: от 8 до 30
Качество перевода: нет


Рекомендуем почитать: