Для взрослых и детей

Провести границу между нашим внутренним ребёнком и взрослым порой почти невозможно. То внутреннее «я» требует Гарри Потера, а то засматривается на дары женской красоты. В поисках как первого, так и второго начинаем очередной экскурс в кино.

«Вики Кристина Барселона»

Комедия, мелодрама, 96 мин, США, Испания, 2008 год
Режиссёр: Вуди Ален
В главных ролях: Пенелопа Круз, Хавьер Бардем, Скарлетт Йохансон
Актёрская игра: 5
Сюжет: 5
Постановка: 5
Отличный фильм

Проказник Вуди Аллен, проживающий уже восьмой десяток лет, ещё полон энергии и сил — его новая, смешливо-ироничная лента «Вики Кристина Барселона» выходит на киноэкраны в эти дни (на Вятке). Это — и лёгкая, романтическая комедия, ласкающая слух и глаз нежными оттенками сказочной Барселоны, и хорошо заваренная мыльная опера, спрессованная в полтора часа экранного времени. Две подружки, Вики и Кристина, прибывают в испанские края для проведения летнего отпуска. Не успели девушки собрать всю музейную пыль Барселоны, как к ним поступает утончённое предложение заняться сексом от не менее утончённого художника Антонио. Философский подход к делам любовным покорил обе американские особы (конечно же, не сразу), но и тут не все гладко. Во-первых, в сложившемся любовном треугольнике один угол явно лишний, а во-вторых, в огонь добавляет масла ещё не угасшая страсть Антонио к своей бывшей жёнушке-истеричке. Для испанской саги о нелепости и красоте взаимоотношений начало просто гениальное!

Фильм, поставленный режиссёром американским, совершенно не является западным по своему характеру — и смысловые составляющие, и эмоциональная гамма выдают стопроцентную европейскую историю смешанного жанра. Здесь в комедийной лёгкости и истерично-радужном инфантилизме есть место и личной трагедии творческой души, и вопросу о прочности взаимоотношений, и философским мотивам о многообразии любви — её формах, проявлениях, способам чувствования и переживания. Очень приятное музыкальное оформление идеально резонирует с тембром голоса рассказчика (Всеволод Кузнецов участвовал в дублировании более 150 фильмов, поэтому его голос для российского зрителя, как родной). Актёрский состав силён — потрясающе органичная Пенелопа Круз в роли Марии Елены (бывшей жены Антонио), темпераментный Хавьер Бардем (настоящий испанец!), да и молодые актрисы Ребекка Холл и Скарлетт Йоханссон справились отлично. У каждого персонажа своя изюминка и характер; казалось, звёзды играли самих себя. Можно относиться к фильму и как к комедии, и как к мелодраме — в обоих случаях он вкусный (только финал остаётся открытым — пора бы уже привыкнуть к выходкам Вуди!).

«Чернильное сердце»

Фентези, приключения, 106 мин США, 2008 год
Режиссёр: Айэйн Софтли
В главных ролях: Брендан Фрейзер, Элиза Беннетт, Ричард Стрэйндж
Актёрская игра: 4
Сюжет: 2
Постановка: 3
Бред какой-то

Самое страшное и нелепое, что может случиться в жизни ребёнка, — это поход к зубному врачу. Самое глупое и бессмысленное, что может случиться в жизни компьютерщика, — поход с возлюбленной на «Чернильное сердце». Потому что ребёнку намного более «до лампочки» сюжет и логика повествования, чем чуточку уважающему себя поклоннику приключенческих экшенов. Но хватит экзистенциональной лирики — попробуем разобраться, почему не все рассказы дотягивают до уровня постановки Индианы Джонса.
Не хочу даже пытаться передать сюжет картины, так как для меня до сих пор остались неясными как логика развития событий, так и причины поступков персонажей. Зачин, несомненно, хороший. У лекаря Мортимера большое горе — его жену десять лет назад (!) поглотила книга. В течение этого времени он спокойно растил дочь и тосковал по возлюбленной. Наткнувшись однажды на книгу «Чернильное сердце», главный герой случайно оживляет её персонажа, и… А дальше вас ждёт ряд алогичных, слабо связанных между собой событий. Кроме нарушенной временной последовательности, зрителя подстерегают откровенные смысловые ляпы. К примеру, оказалось, что оживлению поддаётся только изданная книга, а оригинальная рукопись для этих целей не подходит. В то же время написанные на руке и в темноте слова без особого стыда трансформируются в реальный мир.

Зрелищности тоже маловато: во всём фильме всего две-три сцены, способные хоть как-то разбавить пресные диалоги персонажей. Совершенно не использован ресурс сказочных животных — нарисовали, посадили в клетки и забыли. Почему главный злодей не ездит на минотавре? Почему летающие обезьяны не участвуют в кульминации сказки? Обидно… Единственное, что порадовало, так это более-менее проработанные декорации. Именно в сказке они особенно важны как неотъемлемая часть сценического действия. Вот только жаль, что почти весь фильм заключён в эти декорации. Да и ложка мёда ещё никогда не спасала смертельно больного…
Взрослому такой каламбур из невнятных персонажей, натянутых диалогов и искусственных природных эффектов вряд ли будет интересен. Ребёнка же может привлечь хотя бы минимальная красочность действа — всё-таки кино лучше зубного врача.


Рекомендуем почитать: