У истоков киберигрищ

Высокие технологии и спорт. Скажете, не бывает? А вот и нет – очень даже бывает. Просто не все об этом знаю! Что же, сегодня мы восполним этот пробел.

Что же это?
Термин «киберспорт» пока всё ещё отвоёвывает себе место под российским солнцем. Вообще, звучит это для русского уха немного дико: игры на компьютере, и – считать спортом?! Но, к примеру, шахматы, внешне на спорт никак не похожие, официально им (спортом) считаются. Это, если можно так выразиться, «мозговой» вариант физической культуры.

День рождения
Вообще, в истории можно выделить две даты рождения киберспорта – официальную и неофициальную. Начнём, само собой, с неофициальной.
Неофициальной датой рождения киберспорта можно считать 1958 год, когда Уильям Хигинботем в Национальной Лаборатории Брукхевен для развлечения посетителей создал «Теннис для двоих» («Tennis for Two»). Эта «игра» велась на осциллографе, и распространения не получила. Понятно, что киберспортивной игрой, как таковой, её назвать можно лишь с очень большой натяжкой, но она – была, так что будем считать её «прообразом прообразов». Ведь в ней присутствовал важнейший момент – соперничество двух игроков.

Официально же киберспорт появился спустя 35 лет. Итак, на дворе 1993 год. Всё прогрессивное человечество играет в Wolfenstein 3D, а в недрах iD Software идёт работа над игрой, которой суждено было стать культовой. Революция свершилась в декабре – человечество увидело DooM. Кроме отличнейшей сольной компании, геймеры всего мира получили возможность играть совместно. Максимум – вчетвером, по модему или по локальной сети. Как и раньше, игроки, кроме «рубилова» друг с другом, соревновались в одиночном мастерстве – прохождении карт на время, поиске секретов и т.п. Были придуманы специальные ранги:
•DOOM Master: игрок, который может пройти любой уровень на сложности Ultraviolence;
•DOOM Grand Master: игрок, который может пройти любой уровень на сложности Nightmare;
•DOOM Tyson: игрок, который может пройти любой уровень на сложности Ultraviolence, используя только кулаки и пистолет;
•DOOM Grand Ass Kicker или DOOM God: игрок, который имеет все три вышеприведённых ранга.
Также появилось сообщество «speed runner», со своими ступенями мастерства:
•Speed: закончить уровень или несколько уровней за минимальный отрезок времени;
•Max: закончить уровень или несколько уровней за минимальный отрезок времени, убив всех монстров, собрав все предметы и найдя все секреты;
•Pacifist: закончить уровень или несколько уровней за минимальный отрезок времени, не стреляя в монстров;
•Tyson: закончить уровень или несколько
уровней за минимальный отрезок времени, убив всех монстров с использованием только бензопилы, кулаков и пистолета.
Интересно, что одним из максимальных рангов в обеих градациях является звание «Tyson» (Тайсон). В то время боксер-ухогрыз как раз находился в зените своей карьеры.
Есть, кстати, интересная легенда. Идея создания Doom появилась в сентябре 1992 года, после того, как Джон Кармак посмотрел фильм «The color of money». Там молодой Том Круз появляется в бильярдной с кием в футляре, и на вопрос: «Что у Вас там?», отвечает: «Doom» (смерть, фатум, рок).

Но так или иначе игра стала безумно популярной, и Кармак выпустил продолжение: DooM2: Hell on the Earth. Чуть позже вышел редактор карт – и все студенты немедленно принялись рисовать кабинеты ректоров, деканов и прочих ненавистных им личностей. Так впервые проявилась одна из положительных сторон киберспорта – снятие нервного напряжения. Согласитесь, куда как приятней мочить монстров в знакомых стенах института, чем на абстрактных уровнях1.

Продолжение следует...

1. Редакция убедительно просит не воспринимать данное утверждение, как руководство к действию. Помните: виртуальный мир и мир реальный – это совершенно разные вещи. Если вы достанете оружие в стенах реального института, вашей судьбе позвидуют даже монстры из Doom’а – она будет весьма печальной.


Рекомендуем почитать: