Про поэзию

На свете немало всяких чудесных вещей, которые могут заинтересовать пытливый ум. Безо всякого сомнения, одной из подобных вещей является поэзия. Поэзия вообще и поэзия В.В. Маяковского – в частности. Русским школьникам привычно не любить творчество Маяковского – непонятно, правда, по какой причине. Раньше, видимо, главным большевистским поэтом пичкали без меры, а сейчас его преданность делу Революции стала своеобразным фактором отторжения.
Как бы то ни было, я стихи (да и большую часть прозы) Маяковского любил всегда. Да, конечно, признанной иконой русской поэзии считается Пушкин. Но – Маяковский... Фактически, именно Маяковский создал вторую точку опоры для русской поэзии, показав на что ещё способен русский язык.
Как известно, поэзии как таковой (как живопись, литература, кино...) не существует. Это связано с очень большой разницей в структуре различных языков. Поэтому стихи каждого народа очень своеобразны, с трудом подлежа адекватному переводу. Русский язык, как вы, наверное, знаете, относится к синтетическим (для поэзии это не слишком важно) флективным языкам с беглым ударением. Долгое время совершенствуясь, русская поэтика лишь ко временам Державина планомерно начала использовать наиболее подходящую нам силлабо-тоническую систему.
Однако солнцем русской поэзии стал отнюдь не Державин, а Пушкин. И не спроста. Именно Пушкину принадлежит первенство в создании стиха как бытовой зарисовки, рифмованного рассказа отдельного индивидуума. Ведь до него стихи были делом довольно пафосным, регламентированным – общественным, если хотите. В стихах выражали мнение по какому-то государственному вопросу. Стихи преподносили в дар императору. Стихами откликались на высказывания или козни врагов.
А Пушкин показал, что стихи – это просто мысли и чувства отдельного, ничем не связанного и никому не обязанного человека. Только зарифмованные. Поскольку Александр Сергеевич был действительно гений и с рифмованием своих мыслей проблем не испытывал, стихи получались лёгкие и понятные. Но – ни к чему специально не обязывающие.
Владимир Владимирович Маяковский – это другой, противоположный полюс русской поэзии. В его стихах рифма никогда не вторична по отношению к смыслу. Рифма – это суть стиха, его внешняя форма. Красота стиха в первую очередь определяется оригинальностью рифм. Работа над поиском яркой, адекватной и неожиданной рифмы – и есть основная работа поэта. Также в работу поэта входит поиск тем для стихов. Уже хорошо осознавая повышенную притягательность поэзии для масс (по сравнению с прозой), Маяковский никогда не растрачивал силу стихотворного слова на бытовые зарисовки. Если поэзия действительно имеет власть над сознанием людей, то её использование должно быть максимально эффективным. Поэтому поэзия Маяковского – это всегда действо, перформанс, рассчитанный на восприятие его публикой.
Был ли гением Маяковский? Для меня этот вопрос не стоит – безусловно, да. Этот человек создал собственное поэтическое направление в русской поэзии, своим творчеством сформулировав его отправные точки и цели. Целей этих он блестяще достиг, так и не будучи превзойдён ни одним из последователей.
Современная русская поэзия так или иначе питается как минимум от одного из двух своих источников: Пушкина или Маяковского. Бывают случаи, когда творчество того или иного автора балансирует на грани, умело используя приёмы сразу обоих гениев. Но никто – пока – не смог выйти за пределы, огороженные эстетическими концепциями вышеупомянутых титанов версификации. Существуют ли эти «запределы» вообще? Уверен, что – да.


Рекомендуем почитать: