Как сдавать ГОС

Государственный междисциплинарный экзамен отличается от остальных много чем. В основном — восьмидесятикратно большей нервотрёпкой, начинающейся месяца за два до сдачи, достигающей пика в момент, когда ждёшь оценку, и заканчивающейся только на следующий день после экзамена (и то, не для всех).

Поскольку нервные клетки — это самое ценное, что у нас есть, я бы посоветовал сосредоточиться на их экономии. Лихорадочно учить все вопросы смысла особого не имеет: если что-то знаете — то это знаете и так, если чего-то не знаете — наскоком достойно подготовиться всё равно не получится. Зубрить не надо — стоит только освежить воспоминания просто, без тупого заучивания, пролистав нужный материал. НИ В КОЕМ РАЗЕ НЕ НАДО УЧИТЬ В ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ! Просто примите это как должное.
Истерики по поводу того, что будут вопросы с первых курсов, по предметам, у которых забыты суть и имя, закатывать тоже не надо. Ну не помните — ну и чёрт с ним, в комиссии тоже люди, они это прекрасно понимают. Ну про комиссию дальше скажу.
Не входить - убьют
В общем, главное — это не волноваться до тех пор, покуда это возможно. Безусловно, мандраж всё равно возьмёт своё, от этого никуда не деться. Успокойте себя. Я, например, успокаивал себя тем, что уже прошёл собеседование для приёма на работу, и это было куда более сложно в плане нервотрёпки, чем грядущий экзамен. Жрал шоколад по плитке-две в день, особенно в последние дни перед экзаменом (не очень люблю сладкое, но шоколад действует успокаивающе, получше валерьянки). Слушал любимую музыку, пересмотрел любимые фильмы. Ну и в таком духе.

За неделю-две перед экзаменом начинаются обзорные лекции. Вот на них стоит поднапрячься, и расспросить преподов насчёт каких-то неясных мест в билетах. Преподы всегда идут навстречу, и иногда выдают практически готовые ответы на вопросы. К слову, в нашей группе вопросы были только к тем преподавателям, чьи предметы проходили на 1-2 курсе, и просто подзабыли. Буквально за два дня всё было разложено по полочкам — каждый студент хоть что-то да запомнил.
Но запомненное имеет свойство улетучиваться из головы. Чтобы минимизировать шансы на улетучивание, надо выполнить основное правило экзаменуемого — выспаться. Погулять на свежем воздухе, принять душ, выключить мобильники-телефоны, и лечь спать пораньше. Да, понимаю, тут заснуть не всякому удастся, будешь валяться с открытыми глазами до самого утра... Ну это уж от вас зависит, как вы себя успокоите.
В моём случае начала действовать закон подлости: соседи до двух часов ночи скандалили по поводу того, что их прошмандовка-дочь соизволила явиться домой после долгого отсутствия в неизвестности, а потом до трёх часов праздновали её возвращение в отчий дом. Всё это сопровождалось лаем соседской собаки, бульканьем набираемой в ванну воды и ещё какими-то звуками. В это ночное время я поклялся, что если завалю ГОС, то отыграюсь на соседской семье — перережу их всех на благо Родины, а трупы изнасилую ручкой от вантуза. Эта мирная мысль меня очень быстро успокоила, и я уснул.

Не знаю, как где, а у нас по регламенту на ГОСе разрешено пользоваться любой литературой. Поэтому важный этап подготовки — это сбор макулатуры литературы. Собирайте, покупайте, занимайте, одалживайте книжки, в которых есть хоть что-то по темам из билетов. Тут важна не столько информационная ценность этой литературы, сколько эффект её наличия. Члены комиссии в любом случае соотнесут количество и качество принесённой литературы с уровнем подготовки студентов. Больше книг — значит студенты лучше подготовились. В нашем случае книги на комиссию произвели видимое впечатление — штабеля отличной литературы, кипы распечаток и лекций, ноутбуки с электронными документами... Это было круто :)
Книжки
Как пользоваться всем этим добром, говорят заранее. Иногда разрешается просто подойти, пролистать нужную книгу, вернуться и писать на своём месте. Иногда разрешается брать материал с собой, в нашем случае было именно так. Но скатывать с книги подчистую, особенно если не знаешь о чём вообще речь — последнее дело. Времени на экзамене достаточно для того, чтобы прочесть нужный материал и изложить его, что называется, своими словами. Никто не ждёт от вас абсолютных знаний по всем предметам, воспринимайте ГОС, как проверку остаточных знаний.
Также обычно не запрещают совещаться с другими студентами. Поэтому имеет смысл распределить заранее нагрузку: пусть каждый подготовится более-менее основательно по одному-двум предметам, с тем расчетом, чтобы помочь тем, кто в этом не шарит. Почти наверняка каждый студент сам себе выберет для подготовки те предметы, к которым тяготеет, и которые и так знает, так что дополнительной нагрузки это не создаст. А уж на экзамене коллективный разум десяти-пятнадцати человек (больше обычно за раз не экзаменуют) справится с любыми трудностями.
Коллективный разум
В общем, письменная часть экзамена — фигня. Все всегда пишут всё по всем вопросам. Траблы могут возникнуть только с практическими заданиями: в самых простых задачах решения перестают сходиться, метод Гаусса перестаёт работать, а среднестатистическая выборка по возрасту населения России окажется равной 120 годам. Мне попалась довольно простая задача на оптимизацию, и то я с ней повозился, спутав пару цифр в одном выводе. Ну, тут уж ничего не поделаешь: как повезёт, бывают задачки которые не знаешь, и которые знаешь, но которые всё равно не решаются. Но даже если задача «глючит» — пиши решение всё равно, есть неслабый шанс, что прокатит (в нашем случае несколько человек сдали явно неправильно решённые задачи, и ничего, оценили попытку, а не результат :) ).
Перед устной частью обычно есть несколько часов, пока комиссия проверяет письменные работы. За это время нужно покушать (мы всей группой съездили в ресторан) и попытаться подчитать литературу по теме попавшегося билета — на устной части почти наверняка будут вопросы именно по билету. Кстати, небольшая уловка — оставлять в письменной работе явные пробелы в ответах, чтобы они привлекли внимание членов комиссии. По этим «недочётам» обязательно будут заданы вопросы, на которые можно с блеском ответить. Это работает всегда.
Ну и ещё: во время перерыва не стоит чрезмерно «успокаивать» себя алкоголем, лучше потерпеть до окончания экзамена, там можно науспокоиться вдоволь... У нас кое-кто, конечно, употребил, но «переборов» не было, да и покушали плотно.Сама устная часть экзамена — это пипец. Перед ней ты сидишь и ждёшь, и ждёшь и ждёшь. И от волнения не деться никуда абсолютно, будь ты хоть буддийский монах. Когда начинают вызывать «на разговор» других, нервозность растёт ещё сильнее, хотя сильнее уже некуда. Когда заходишь сам — будто проваливаешься в пустоту. Выходишь — не помнишь, что спрашивали и что говорил... Но понимаешь, что на абсолютно детские вопросы вроде «Как была фамилия учёного, придумавшего заливку Гуро?» ты нёс полную ахинею. И это пик нервозности, когда понимаешь, что от тебя уже ни фига не зависит, и остаётся только ждать. Состояние это описывать бесполезно.

Когда говорят оценки... ну мне сложно сказать, что чувствуешь. Я видел убитые лица отличников, получивших тройку, это была катастрофа пострашнее второй мировой. Я видел лица троечников, получивших «отлично», тут были и пофигизм, и гордость, и ещё чёрт знает что. Короче, тут каждый испытывает собственный набор чувств и эмоций, который другому человеку просто не понять. Могу сказать, что за всю группу в целом переживал больше, чем за себя, поэтому своё «отлично» принял как есть (соседи останутся живы ещё на какое-то время).
Отличнег Anti
И напоследок.
Экзаменаторы — они тоже люди, они хотят пить и кушать, они волнуются и устают не меньше вашего. Но в отличие от студентов, они не могут никуда отлучиться, поэтому нужно заранее побеспокоиться о том, чтобы комиссии было тепло и сухо снаружи, а внутри что-то приятно булькало. Чем комфортнее будет экзаменаторам, тем снисходительнее они отнесутся к экзаменуемым. Побеспокойтесь об этом заранее — выясните предпочтения членов комиссии в плане... хм, повышения комфортности, и считайте, что заработали дополнительный балл себе к оценке.

За сим всё. Потому что то, что было после экзамена, уже никого не касается :)


Рекомендуем почитать: