Ратиократия: реформа МВД

На волне всеобщей ненависти к представителям МВД как никогда остро встал вопрос: что же делать? Не «кто виноват?» и не «зачем нам такая милиция?», а именно сугубо практический вопрос: что делать?
В свете событий последнего года становится понятно, что успешная реформа МВД уже мало вероятна (тем более чисто косметическая, каковую затеяло наше всенародно любимо правительство). Фактически единственным выходом будет полная замена органов правопорядка. И тут встаёт уже другой вопрос: а не повторит ли новая структура судьбу МВД? Не станет ли она через какое-то время точно такой же — полной «оборотней в погонах», пронизанной коррупцией, привлекающей в свои ряды далеко не лучших представителей общества? Задача это, безусловно, непростая, но — как нам кажется — вполне решаемая.

Самым логичным путём будет следующий:
1. Создаётся многоуровневая система профессионального образования, ориентированная исключительно на подготовку кадров для органов внутреннего правопорядка. Причём, готовить нужно не только управленческие кадры и специалистов (криминалистов, следователей и т. п.). Готовить нужно даже рядовых сотрудников — постовых и патрульных. Понятно, что речь не идёт о высшем образовании для каждого рядового. Самый первый уровень подготовки (условно назовём его знакомым термином «школы милиции») должен готовить низшие чины — тех самых постовых и патрульных. Причём не нужно разделять охранников правопорядка на структуры, подобные нынешним ГИБДД и МВД — система должна быть единой, а каждый её рядовой сотрудник должен обладать достаточным уровнем знаний. Первая ступень «школ» должна давать будущим рядовым знания в области права, дорожного движения, психологии, этики, культуры речи, не пренебрегая, само собой, и физической подготовкой. Кроме того сотрудники должны уверенно владеть основными видами оружия и обладать навыками в области тактики. Во время обучения в «школе» каждый студент-рядовой также должен постоянно находиться под контролем психологов. Разовые тесты, практикуемые в настоящее время, вряд ли способны выявить потенциально «проблемных» субъектов среди принимаемых на службу в органы, тогда как контроль на протяжении 2-3 лет (предполагаемый срок обучения в «школах» первого уровня) упростит задачу психологов.
Вторая ступень образования предполагает дальнейшее повышение приобретённых навыков, а также изучение специальных дисциплин — в том числе предметов, связанных с управлением кадровым составом. Предполагается, что сотрудники органов правопорядка не могут пойти выше рядовых должностей, не имея за плечами высшего специального образования (назовём его «университет милиции»).

2. По мере подготовки кадров параллельно ныне действующей структуре МВД и ГИБДД вводится в строй новая структура, состоящая из подготовленных специалистов. При этом старые МВД и ГИБДД постепенно сокращаются (вплоть до полной ликвидации). Сотрудники ныне действующих МВД и ГИБДД (после изучения их биографий на предмет возможных злоупотреблений служебным положением и в случае, если такое изучение не выявило фактов нарушения) могут быть допущены к работе в новой структуре при условии прохождения всех стадий учёбы в «школах» и «университетах» без учёта того, имели ли они ранее профильное образование. При этом психологи должны уделять проверке таких людей большее внимание на протяжении всего процесса учёбы.

3. В новых органах правопорядка должна быть введена система наказаний и поощрений, исключающая возникновение коррупционных схем. Самый простой её вариант предполагает следующие поощрения: а) достойный размер заработной платы; б) повышение заработной платы по мере накопления стажа в органах правопорядка; в) выход на пенсию по выслуге лет с назначением высокой пенсии; г) предоставление молодым сотрудникам государственного жилья, переходящего в полную собственность сотрудника по достижению непрерывного стажа в органах правопорядка не менее 20 лет.
Одновременно должна быть выстроена система наказаний: а) увольнение без права дальнейшей работы любого сотрудника, использующего своё положение в корыстных целях; б) увольнение любого сотрудника, не добросовестно исполняющего свои обязанности; в) лишения уволенного по п.п. «а» или «б» сотрудника права на повышенную пенсию; г) лишения уволенного по п.п. «а» или «б» сотрудника права на пользование государственной квартирой и права на её получение в собственность (в случае, если сотрудник уволен после достижения стажа в 20 лет и получения квартиры в собственность, квартира может быть изъята в пользу государства, если увольнение произошло по п. «а»).

4. В целях обеспечения контроля за органами правопорядка предполагается использование системы «обратной связи». Так, сотрудники органов правопорядка, на которых (в течение всего срока службы) поступило определённое число жалоб от населения, должны быть уволены (по п. «а» или «б» в зависимости от вида жалоб). Порог «допустимого» числа жалоб может зависеть от должности сотрудника и его стажа.


Рекомендуем почитать: