Продолжаю смотреть «Идиота»

Продолжаю смотреть «Идиота». Ещё ничего не сказал про Настасью Филипповну, непорядок. Впрочем, вначале — отгадка за загадку из прошлой записи.
Общий сквозной герой почти всех произведений Ф.М. Достоевского — это... деньги. Деньги — очень важный элемент его книг и, что не было характерно для русской литературы, вполне осязаемый объект реальности. Именно у Достоевского деньги носят не абстрактный характер — де, «деньги» — есть, нет, «он банкрот», «он разбогател». Нет: Достоевский считает деньги вместе со своими героями очень рачительно: Епанчин даёт Мышкину не какую-то сумму, а конкретно — 25 рублей. Генерал Иволгин просит у Льва Николаевича 10 рублей. Рогожин даёт за ночь с Настасьей Филипповной сначала 14, потом 40 и наконец — 100 тысяч. Везде — конкретные суммы, хоть сейчас заноси в бухгалтерский отчёт.
Но вернёмся к Настасье Филипповне. В бортовском «Идиоте» её играет актриса Вележева — дама очень красивая, благородство черт которой очень ловко превращаются камерой оператора в нужную хищность образа. В том, что Настасья — хищник сомневаться не приходится. Лишь Рогожин ей под стать, лишь с ним она может жить без угрызений совести о невинно загубленных душах травоядных людишек. И не её вина, что полюбила она как раз одного из таких травоядных — натурального оленёнка Бемби — князя Мышкина. Попытки скрыть невпопад вылезающие наружу клыки удаются Настасье по мере развития действия всё хуже и хуже — поэтому так и истерезируется темп прыжков от близкого по духу Рогожина к любимому Мышкину.
Ещё один зверёныш романа — Аглая. Девушка «с умом, но без сердца» как характеризует её собственная мать, генеральша Епанчина. С плотоядными намерениями, ничуть не менее серьёзными, нежели у Настасьи Филипповны, она проигрывает своему антиподу в опыте — чем та непременно воспользуется в нужный момент.
Остальные действующие лица драмы размером, увы, не вышли — и лишь этим заслуживают снисхождения и прощения автора. В финале, как вы, возможно помните, почти у всех у них всё складывается если не хорошо, то — небезнадёжно.
А что же князь? Чужеродное его существование непрошеным вошло в переплетение судеб героев в точке самой тугой их взаимосвязи, разорвало имеющиеся хитросплетения, создав новые, и покинуло созданную им же новую реальность, превратившись для её обитателей в нечто среднее между странной легендой и неприкасаемым эталоном, о существовании которого можно просто знать...


Рекомендуем почитать: